Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie.
Ок, я согласен(на)
«Раньше я думал, что с детьми нужно разговаривать правильно. Теперь я понял, что это ерунда. С детьми нужно разговаривать искренне».
Януш Корчак
Витольд Альбертович Ясвин, российский учёный в области педагогики и психологии. Доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор
На уроке для более глубоко погружения в тему необходимо подготовить иллюстративный ряд. Можно использовать включённые музыкальные фрагменты.
Не забывать после смены задания на доску выводить новую картинку или ставить стимулирующую картинку. Электронную доску, если она не используется на уроке, перевести в нейтральный режим.
Для рефлексии можно использовать рабочую тетрадь с последней страницей, где записываются опорные знания, которые усвоились на уроке.
Урок — это событие. И не всегда хорошо, когда много информации на уроке, а концовки нет. С урока ребёнок должен с чем-то уйти!
Продумывать окончание урока, а «не затаптывать парашют ногами».
Подводя итоги: что запомнилось на уроке? Попросить детей закрыть рабочие тетради (шпаргалку), чтобы не было перед глазами подсказок.

Использовать слово «изучили», вместо слова «прошли». Учителю не рекомендуется использовать в лексиконе слово «давай».
Например:
- «Давай, отвечай, Света».
- «Света, пожалуйста, отвечай».
Не задавать вопрос через НЕ!

Учитель должен помнить, что время очень ценно на уроке.
Любить свой урок.
Держать рабочий темп во время урока.

Не давать детям лёгкие задания, наоборот, развивать напряжение. Например, на уроке физ-ры ребёнок подтянулся 10 раз, но тренер просит его попробовать подтянуться ещё разок, и, ребёнок выполняет задание. Значит, в следующий раз он самостоятельно подтянется 11 раз.
Начало и конец урока должны быть построены на эмоциях. Отрабатывать рефлексию урока. Должен быть «эмоциональный гвоздь». Обязательно планировать и продумывать окончание урока минут на 5.
Хорошо, когда учитель двигается по классу, успевает ко всем детям подойти.
Учитель должен перемещаться по классу. Давать задания в разных точках класса.
На уроке должна быть свободопередвижение. Например, не учитель раздаёт фломастеры, а дети подходят и сами разбирают. Это будет хорошей разрядкой.
Во время ответа ученика учитель должен смотреть на ребёнка. Иначе, получается смешанная активность.
Ребёнок ответил, учителю необходимо его поблагодарить. Почаще использовать слово «спасибо». Не бояться поощрительных слов: замечательно, прекрасно, хорошо, молодец.
Можно обращаться не Катя, а Кать (хорошая рабочая штука).
Обязательно поблагодарить детей за урок. Это и есть, то самое педагогическое мастерство, которое незаметно, но это делает учителя учителем.

Хороший метод, если учитель предложит высказаться ученику, который не поднимает руку для ответа. Это - вовлечение и контроль ситуации.
Внимательнее следить за поднятой рукой ребёнка. Не оставлять без внимания.

Работа учителя театральная, поэтому не бояться использовать в диалоге с детьми мимику и жесты. Режиссура урока необходима ещё и для того, чтобы управлять эмоциями: здесь рабочие, здесь расслабленные, здесь похихикали.
Учитель – управленец, режиссёр, дирижёр и актёр.
Позитивная мимика, улыбка. Как китайцы, говорят: «Человек без улыбки не должен открывать магазин».
В групповой работе есть минусы: кто-то тащит всю работу, а кто-то отсиживается. Учителю необходимо контролировать весь процесс. Равномерно распределять внимание по всем группам. Такая работа должна занимать во время урока 5–7 минут, так как дальше снижается рабочая атмосфера.

Использовать опорные сигналы Шаталова.
Литература – урок беседы. Хорошо бы поставить столы в аудитории буквой П или сесть в круг без столов. Дети должны друг друга видеть, видеть глаза.
Инициатива не всегда в беседе должна быть у учителя.
Не обращаться к присутствующему в 3 лице.
Хороший момент, когда в конце урока дети проговаривают хором.
На уроке литературного чтения у каждого ребёнка должен быть текст перед глазами.
Сначала проговорить сложные слова, разобрать текст, «прожить» сложные слова.
Можно сложные слова написать на доске, показать картинку. Это приводит к расширению словесного запаса. Учить детей говорить полными предложениями.
Помнить, что урок начинается до звонка. Поэтому заранее написать на доске цитату, повесить иллюстрацию. Детям лучше запоминаются образы. Показать иллюстрации разных художников. Дать детям задание сделать иллюстрацию дома или сделать вернисаж.

При изучении нового произведения и знакомстве с писателем показать его портрет.

Вклеивать в тетрадку пометки или вести литературный дневник. Стоит стремиться к литературоведению, через это будет содержание раскрываться, запускаются интеллектуальные процессы.

Сложная задача - баланс между обучающим и личностно- развивающим компонентом. Мы все понимаем, что сегодня стружку с учителя снимут за обучающий компонент, а личностно-развивающий где-то в стороне. Поэтому мы должны создавать в школе IVмодель, где от учителя это требуется. Можно варьировать уроки. Например, один с акцентом на обучающий компонент, а другой на личностно- развивающий.

Учителю не стоит торопиться отвечать за ребёнка. Необходимо дать возможность ребёнку закончить свою мысль, доформулировать несмотря на то, что каждый учитель дорожит рабочим временем.

Необходимо дать возможность детям напрячься.
Не бояться потерять ритм урока, не бояться паузы во время урока. Нет напряжения, нет развития!

Учитель должен перемещаться по классу. Давать задания в разных точках класса.
На уроке должна быть свободопередвижение. Например, не учитель раздаёт фломастеры, а дети подходят и сами разбирают. Это будет хорошей разрядкой.

Можно предложить детям самим решить, кто будет выполнять задание.

Синхронизация ритма: друг на друга посмотрим, глазки покажем. Очень хорошо по именам обращение в начале урока: Машу вижу, Дашу, вижу и тд. (перекличка по именам)

Напоминать детям про осанку.
Обращать внимание на самочувствие детей, при необходимости отправить в медпункт.

Научить детей правильно отвечать. Сначала выйти к доске, повернуться к классу и тогда отвечать.

Стоить уделить больше внимания красоте подчерка. Формировать постепенно чистописание. Начиная от культуры, что ты пишешь для людей. Любой текст, который мы пишем – это прежде всего – забота о себе.
Через 15 минут менять форму деятельности. Это даёт продуктивность в работе.
Писать Ё через Ё.

Использовать на уроке момент соревновательности, но помнить, что он носит двойственный результат. Осторожно подходить к нему.

Аккуратные прикосновения в младшем возрасте ещё возможно. Это создаёт близость, командность.

Не всегда стоит придерживаться плана урока, при необходимости всегда можно изменить ход урока.
План урока не должен быть важнее, чем внимание к ребёнку. «Моё внимание, доведённое до осторожности и тщательности, есть основа моей добродетели». Песталоцци.

Кроссовордно-шифровальные приёмы хорошо использовать на уроке. Например, найдите букву в классе.

Скорость выполнения задания, никогда не является показателем качеством. Интеллект – восстановление баланса между анализом и синтезом. Холерик решает быстрее, но не удерживает информацию, флегматик решает медленно, но навсегда.

Учитель должен находиться на уровне ребёнка, поэтому к сидящему на стуле ребёнку нужно присесть, если дети садятся на ковёр, то и учителю необходимо поступить также или присесть на маленький стул.

Воспитывать джентльменство: мальчики могут передвинуть доску, задвинуть стулья.
Выполнил задание ребёнок, стереть за собой.
Дети на перемену должны «вылетать», чтобы выплеснуть энергию и отдохнуть, а не сидеть рядом с учителем.

Важно иметь эмоциональную связь ребёнка с учителем и тогда ребёнок захочет учиться.

Владение учителем своим голосом: повышая, понижая его, делая громче или тише. Но, не переиграть.

Смотивировать детей перед посещением урока гостями.
Например, сказать, что сегодня к нам придут гости, потому что у нас самый лучший класс и вы (дети) многое умеете и знаете.

Учитель перед уроком должен мотивировать для себя положительную обстановку. Не думать о том, что он идёт на урок в сложный класс, а рассуждать, что он идёт прожить с этими детьми час времени. Мы вместе проживём этот час времени с пользой, с интересом, с радостью. Дети считывают настроение учителя.

Хороший приём: «Покажите наличие тетрадей и карандашей».

Не использовать слово «правильно» за ответ ребёнка. Правильно — это оценивание. Необходимо поощрять детей: здорово, точно, ух ты! И тогда мы не оцениваем, а даём свою реакцию.

Некоторые дети тараторят, читая задания.
Учителю необходимо остановить ученика. И попросить прочитать медленно, осмысленно. Пример, улитка. Она всегда дома, движется медленно, а двигаясь медленно она может понюхать, полизать, почувствовать мир. Проживание этой ситуации.

Обращаться к детям по имени (работа с именами).
Использовать обращение «дорогие друзья». Лишним имя не бывает. Пересолить можно, а переименить нельзя.

Использовать в работе выход к доске по жребию. Тогда формируется психологический момент, что выйти к доске это честь, как выиграть в лотерею.

Хороший момент, когда дети начали хлопать – это синхронизация ритма. Мы – едины. Механизм объединения. Необходимо брать эту форму на вооружение и использовать.

Каждый педагог (да и любой взрослый) должен прочитать книгу «Ребёнок как личность», автора Снайдер Росса. Книга построена на диалогах воспитанников детского садика и воспитателя. Эта книга перевернула мой мозг. Когда я прочитал её, то у меня возникла мысль: какой же я варвар, несмотря на многолетний опыт работы с детьми.

Ясвин В.А.