Использовать на уроке момент соревновательности, но помнить, что он носит двойственный результат. Осторожно подходить к нему.
Аккуратные прикосновения в младшем возрасте ещё возможно. Это создаёт близость, командность.
Не всегда стоит придерживаться плана урока, при необходимости всегда можно изменить ход урока.
План урока не должен быть важнее, чем внимание к ребёнку. «Моё внимание, доведённое до осторожности и тщательности, есть основа моей добродетели». Песталоцци.
Кроссовордно-шифровальные приёмы хорошо использовать на уроке. Например, найдите букву в классе.
Скорость выполнения задания, никогда не является показателем качеством. Интеллект – восстановление баланса между анализом и синтезом. Холерик решает быстрее, но не удерживает информацию, флегматик решает медленно, но навсегда.
Учитель должен находиться на уровне ребёнка, поэтому к сидящему на стуле ребёнку нужно присесть, если дети садятся на ковёр, то и учителю необходимо поступить также или присесть на маленький стул.
Воспитывать джентльменство: мальчики могут передвинуть доску, задвинуть стулья.
Выполнил задание ребёнок, стереть за собой.
Дети на перемену должны «вылетать», чтобы выплеснуть энергию и отдохнуть, а не сидеть рядом с учителем.
Важно иметь эмоциональную связь ребёнка с учителем и тогда ребёнок захочет учиться.
Владение учителем своим голосом: повышая, понижая его, делая громче или тише. Но, не переиграть.
Смотивировать детей перед посещением урока гостями.
Например, сказать, что сегодня к нам придут гости, потому что у нас самый лучший класс и вы (дети) многое умеете и знаете.
Учитель перед уроком должен мотивировать для себя положительную обстановку. Не думать о том, что он идёт на урок в сложный класс, а рассуждать, что он идёт прожить с этими детьми час времени. Мы вместе проживём этот час времени с пользой, с интересом, с радостью. Дети считывают настроение учителя.
Хороший приём: «Покажите наличие тетрадей и карандашей».
Не использовать слово «правильно» за ответ ребёнка. Правильно — это оценивание. Необходимо поощрять детей: здорово, точно, ух ты! И тогда мы не оцениваем, а даём свою реакцию.
Некоторые дети тараторят, читая задания.
Учителю необходимо остановить ученика. И попросить прочитать медленно, осмысленно. Пример, улитка. Она всегда дома, движется медленно, а двигаясь медленно она может понюхать, полизать, почувствовать мир. Проживание этой ситуации.
Обращаться к детям по имени (работа с именами).
Использовать обращение «дорогие друзья». Лишним имя не бывает. Пересолить можно, а переименить нельзя.
Использовать в работе выход к доске по жребию. Тогда формируется психологический момент, что выйти к доске это честь, как выиграть в лотерею.
Хороший момент, когда дети начали хлопать – это синхронизация ритма. Мы – едины. Механизм объединения. Необходимо брать эту форму на вооружение и использовать.
Каждый педагог (да и любой взрослый) должен прочитать книгу «Ребёнок как личность», автора Снайдер Росса. Книга построена на диалогах воспитанников детского садика и воспитателя. Эта книга перевернула мой мозг. Когда я прочитал её, то у меня возникла мысль: какой же я варвар, несмотря на многолетний опыт работы с детьми.