Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie.
Ок, я согласен(на)
«НЕ продлёнка» или как организована вторая половина дня в прогимназии Хорошколы
В школе полного дня важно обеспечить развитие ребёнка не только в процессе уроков, но и во внеурочной деятельности. Поэтому организация второй половины дня включает в себя частую смену деятельности детей и направлена на реализацию их интересов и талантов, развитие самостоятельности и ответственности, командообразование и взаимодействие, здоровьесбережение. Всё это осуществляется под внимательным наставничеством куратора класса. Рассмотрим эти направления более подробно.
Реализация интересов и талантов хорошкольников
Хорошкола объединяет уникальных и одарённых детей. Кто-то играет на музыкальных инструментах, кто-то занимается спортом, другим близка живопись, а некоторые увлечены математическими науками. Каждый ученик имеет шанс раскрыть, развить и обогатить свои таланты и интересы благодаря разнообразию предлагаемых нами курсов по выбору, которые проводятся каждый день.
Именно такая практика демонстрирует реализацию персонализированного подхода, позволяя каждому ребёнку выбрать своё собственное направление развития.
Кроме того, командой кураторов и педагогов успешно реализуется проектная деятельность, что позволяет детям развивать инновационное мышление, рассуждать критически, находить новаторские решения, быть изобретательными.
Выбор курса целиком принадлежит ребёнку, учитывается именно его личное желание и предпочтения, независимо от мнения взрослых или возраста. Индивидуальные беседы с кураторами помогают каждому ученику осознать свои желания, оценить возможности и принять взвешенное решение.
Развитие самостоятельности и ответственности
Мы придаём большое значение воспитанию самостоятельности и ответственности у детей. Ученики имеют возможность развивать собственные умения планирования, анализа действий и принятия решений.
В нынешнем учебном году, благодаря нашей совместной работе со старшим методистом Сергеем Владимировичем Реутским, мы сформулировали и чётко структурировали четыре уровня развития самостоятельности и ответственности ребёнка. Так, например, первый уровень предполагает повышенное внимание учителя: такие дети требуют сопровождения, инструкций и подробной координации. Рядом постоянно присутствует опытный наставник-куратор, который шаг за шагом поддерживает ребёнка на пути освоения следующего этапа. Ну, а четвертый уровень характеризуется высокой степенью самостоятельности: ребёнок уверенно планирует своё расписание, применяет основы тайм-менеджмента, строго придерживается установленных правил и умеет качественно проводить рефлексию собственных поступков. Каждый ребёнок перемещается по уровням гибко, всё зависит от его стремления, усилий и целей. Если кто-то пока не достиг желаемого уровня, куратор бережно корректирует поведение ребёнка, разъясняет правила и шаг за шагом помогает продвигаться к следующему уровню самостоятельности. От достигнутого уровня детей зависят особенности организации прогулок, передвижения внутри школьного пространства и посещения курсов по выбору.
Командообразование и взаимодействие
Умение эффективно сотрудничать и общаться становится одним из ключевых навыков современного человека. Именно способность грамотно взаимодействовать с командой, брать ответственность и проявлять инициативу определяет скорость адаптации ребёнка к новым условиям, уровень его социальной зрелости и успеха в будущей профессии. Поэтому развитие навыков командной работы является важной частью каждого дня учеников прогимназии. Командная работа включена как в учебные занятия, так и в период внеурочной активности. Особенно интересным моментом являются наши ежедневные прогулки, где дети выполняют важные роли «Игромастера» и «Хранителя прогулки».
«Игромастер» – ученик, который придумывает и ведёт небольшие игры для своего класса совместно с педагогом или самостоятельно.
«Хранитель прогулки» – ответственный ребёнок, следящий за соблюдением правил безопасности и уважением между одноклассниками.
Благодаря таким хорошкольники развивают гибкие навыки (Soft Skills), учатся инициативности и ответственности, демонстрируют лидерские качества. А главное – ученики получают удовольствие от процесса, ведь каждая прогулка превращается в увлекательное приключение!
Важнейшим фактором формирования сплочённого коллектива являются совместные школьные и классные мероприятия. Подготовка выступлений, репетиции, создание групп поддержки, изготовление тематических плакатов – всё это способствует укреплению дружбы между детьми и созданию настоящей команды.
Кроме активной совместной деятельности, особое внимание кураторы уделяют созданию тёплой, доверительной обстановки внутри класса. Регулярно проходят уютные просмотры фильмов, проводится акция «Тайный друг», в рамках которой ученики обмениваются небольшими подарками, устраиваются традиционные заключительные мероприятия в формате всем знакомой лагерной «Свечи» и многое другое. Эти события способствуют развитию искренних отношений, формируют чувство единения и взаимоподдержки среди учащихся.
Здоровьесбережение
Здоровье и благополучие учеников – главная забота нашей школы. Поэтому мы используем специальные методики и технологии, направленные на сохранение здоровья детей. Это помогает хорошкольникам легче справляться с учёбой, быстрее осваиваться в коллективе и раскрывать свои таланты.
Мы ежедневно уделяем внимание правильному питанию, прогулкам на свежем воздухе и соблюдению санитарных норм. После обеда применяем особые подходы, включающие чередование различных занятий и способов отдыха. Для детей предусмотрены два типа переменок: активные и спокойные. Во время активных перемен ребята танцуют, играют в подвижные игры или занимаются спортом. Это позволяет выпустить накопившуюся энергию и подготовиться к дальнейшим занятиям. Тихие перемены предназначены для восстановления сил: ребята слушают приятную музыку, читают, рисуют или просто отдыхают в тишине.
Таким образом мы помогаем детям гармонично развиваться, укреплять физическое и эмоциональное состояние, повышая эффективность учебного процесса.
Вторая половина дня в Хорошколе – это время гармоничного развития личностного потенциала каждого ребёнка. Время открытий, творчества и приятного общения.
Евгения Васильевна Чиркова
Руководитель службы воспитателей продлённого дня (кураторов), старший методист