Развитие способностей, связанных с пониманием эмоций, помогает ребенку успешно взаимодействовать с окружающими, управлять своим поведением в различных ситуациях.
Родитель может стать важным проводником в сложный мир эмоций, помогая гармоничному развитию эмоциональной сферы его ребенка.
Развивать эмоциональную сферу можно простыми, но эффективными способами:
– Полезно следить за своими эмоциями,
– следить за мыслями,
– наблюдать за проявлением эмоций у ребенка.
Чтобы подавать пример ребенку, можно проговаривать то, что чувствуйте вы.
Родители могут помогать ребенку распознавать свои эмоции. Когда замечаете, что у него возникла какая – то эмоция, скажите: «Мне кажется, ты сейчас чувствуешь…» Спросите, верна ли ваша догадка. А потом можете поговорить о причинах ее возникновения.
Позволяйте ребенку выражать эмоции.
Неодобрение родителем страха или злости не устранит этой эмоции у ребенка, но может привести к их подавлению, возникновению напряжения.
Игры и упражнения для эмоционального развития ребенка
1 «Составляем коллаж эмоций»
Выберите детские журналы, где есть персонажи, демонстрирующие различные эмоции. Составьте коллаж из нескольких лиц с каждой эмоцией. Приклейте на бумажную основу в произвольном порядке, группируя по видам эмоций. Каждый вид можно подписать.
Используя коллаж, можно сыграть в игру «Угадай - ка», которая имеет несколько вариантов:
Вариант 1. Каждый участник по очереди загадывает персонажа и показывает его эмоцию. Задача остальных – угадать, кого загадал ведущий.
Вариант 2. Каждый участник по очереди рассказывает ситуацию, а остальные должны показать на коллаже того персонажа, эмоция которого соответствует этой ситуации.
2 «Покажи эмоцию»
Предложите ребенку перед зеркалом показать, как он радуется, злится, боится, удивляется, опечален, проявляет интерес.
3 «Найди эмоцию у людей»
Во время прогулки или в общественном месте обратите внимание ребенка на эмоции других людей. Можно включить элемент соревнования, кто сколько увидел лиц с эмоциями и объяснил партнеру по игре, по каким признакам он определил выражение эмоции.
4 «Круг радости»
Выкладываем из ленты или веревки небольшой круг на полу, в который ребенок может встать двумя ногами и почувствовать радость (а затем показать ее). Также можно выложить «круг удивления», «круг злости», «круг печали», «круг спокойствия».
5 «Море дыхания»
Попросите ребенка лечь на спину. Сами тоже лягте и выполняйте это упражнение. Положите маленький предмет, например кораблик, на живот (сначала на свой – демонстрации, затем на живот ребенка). Вы сможете наблюдать за глубиной и плавностью дыхания во время того, как поднимается и опускается кораблик на животе, когда ребёнок вдыхает и выдыхает. Обсудите с ребенком преимущества глубокого дыхания: оно расслабляет, успокаивает, дает новые силы.
Родитель может стать важным проводником в сложный мир эмоций, помогая гармоничному развитию эмоциональной сферы его ребенка.
Развивать эмоциональную сферу можно простыми, но эффективными способами:
– Полезно следить за своими эмоциями,
– следить за мыслями,
– наблюдать за проявлением эмоций у ребенка.
Чтобы подавать пример ребенку, можно проговаривать то, что чувствуйте вы.
Родители могут помогать ребенку распознавать свои эмоции. Когда замечаете, что у него возникла какая – то эмоция, скажите: «Мне кажется, ты сейчас чувствуешь…» Спросите, верна ли ваша догадка. А потом можете поговорить о причинах ее возникновения.
Позволяйте ребенку выражать эмоции.
Неодобрение родителем страха или злости не устранит этой эмоции у ребенка, но может привести к их подавлению, возникновению напряжения.
Игры и упражнения для эмоционального развития ребенка
1 «Составляем коллаж эмоций»
Выберите детские журналы, где есть персонажи, демонстрирующие различные эмоции. Составьте коллаж из нескольких лиц с каждой эмоцией. Приклейте на бумажную основу в произвольном порядке, группируя по видам эмоций. Каждый вид можно подписать.
Используя коллаж, можно сыграть в игру «Угадай - ка», которая имеет несколько вариантов:
Вариант 1. Каждый участник по очереди загадывает персонажа и показывает его эмоцию. Задача остальных – угадать, кого загадал ведущий.
Вариант 2. Каждый участник по очереди рассказывает ситуацию, а остальные должны показать на коллаже того персонажа, эмоция которого соответствует этой ситуации.
2 «Покажи эмоцию»
Предложите ребенку перед зеркалом показать, как он радуется, злится, боится, удивляется, опечален, проявляет интерес.
3 «Найди эмоцию у людей»
Во время прогулки или в общественном месте обратите внимание ребенка на эмоции других людей. Можно включить элемент соревнования, кто сколько увидел лиц с эмоциями и объяснил партнеру по игре, по каким признакам он определил выражение эмоции.
4 «Круг радости»
Выкладываем из ленты или веревки небольшой круг на полу, в который ребенок может встать двумя ногами и почувствовать радость (а затем показать ее). Также можно выложить «круг удивления», «круг злости», «круг печали», «круг спокойствия».
5 «Море дыхания»
Попросите ребенка лечь на спину. Сами тоже лягте и выполняйте это упражнение. Положите маленький предмет, например кораблик, на живот (сначала на свой – демонстрации, затем на живот ребенка). Вы сможете наблюдать за глубиной и плавностью дыхания во время того, как поднимается и опускается кораблик на животе, когда ребёнок вдыхает и выдыхает. Обсудите с ребенком преимущества глубокого дыхания: оно расслабляет, успокаивает, дает новые силы.