Автор: София Валиуллина, Хорошкола, Москва, 2024
Каждый день дети сталкиваются с большим количеством манипуляций. Например, родители стыдят за плохие оценки, учитель обвиняет в плохом поведении, друзья угрожают перестать дружить. Неудивительно, что после такого эмоционального напряжения у ребенка может быть слабое здоровье, плохая успеваемость и отсутствие нормальных дружеских отношений.
Поэтому очень важно научить ребенка инструментам защиты. Но перед тем, как мы разберем как защищаться от манипуляций, нам необходимо понять, что это такое и какие виды ее бывают.
И так, манипуляция – это психологическое воздействие для получения выгоды. Например, подруга может сказать: «Если ты не подаришь мне свою куклу, я не буду с тобой дружить». В данном случае подруга использует чувство страха ее потерять, как инструмент психологического воздействия. Для чего она это делает? Чтобы ей подарили куклу – это для нее выгода.
В примере выше использовался один из самых популярных видов манипуляций – чувством страха. Также часто используют манипуляции чувством вины и чувством стыда. Предлагаю подробно разобрать каждый из них.
Манипуляция чувством страха. Вот наиболее распространенные способы ее использования:
Хотя мы еще детально разберем инструменты защиты, важно отметить, что манипуляция чувством страха самая опасная из всех, поскольку может угрожать жизни и здоровью ребенка. Если кто-то пытается использовать такую манипуляцию против ребенка, то он должен сразу обратиться ко взрослым (к учителю, классному руководителю, директору школы) или позвать родителей или даже полицейского!
Поэтому очень важно научить ребенка инструментам защиты. Но перед тем, как мы разберем как защищаться от манипуляций, нам необходимо понять, что это такое и какие виды ее бывают.
И так, манипуляция – это психологическое воздействие для получения выгоды. Например, подруга может сказать: «Если ты не подаришь мне свою куклу, я не буду с тобой дружить». В данном случае подруга использует чувство страха ее потерять, как инструмент психологического воздействия. Для чего она это делает? Чтобы ей подарили куклу – это для нее выгода.
В примере выше использовался один из самых популярных видов манипуляций – чувством страха. Также часто используют манипуляции чувством вины и чувством стыда. Предлагаю подробно разобрать каждый из них.
Манипуляция чувством страха. Вот наиболее распространенные способы ее использования:
- Физическая угроза тебе или твоим вещам. Например, мама может сказать: «Я сейчас выкину все твои игрушки, если ты не уберешь свою комнату».
- Раскрытие секретов. Манипуляция сестры: «Если ты не подаришь мне свои наклейки, то я расскажу родителям, что это ты разбила вазу, а не наша кошка».
- Угроза причинения вреда близким. Знакомый во дворе может сказать: «В следующий раз я отравлю твою собаку, если ты не принесешь мне деньги».
- Угроза потери отношений. Пример по этому способу уже был приведен ранее: «Если ты не подаришь мне свою куклу, я не буду с тобой дружить». Здесь подруга угрожает разорвать отношения, чтобы заполучить куклу.
Хотя мы еще детально разберем инструменты защиты, важно отметить, что манипуляция чувством страха самая опасная из всех, поскольку может угрожать жизни и здоровью ребенка. Если кто-то пытается использовать такую манипуляцию против ребенка, то он должен сразу обратиться ко взрослым (к учителю, классному руководителю, директору школы) или позвать родителей или даже полицейского!
Теперь давайте разберем следующий вид манипуляций – чувством вины. Но сперва, ответим на вопрос, что такое чувство вины?
Чувство вины – это чувство, которое возникает, когда ребенок сделал что-то плохое, и понял, что это было неправильным поступком. Например, вас попросили отнести картину друзьям в соседний дом, но по дороге вы не смотрели под ноги, споткнулись и упали с картиной в грязную лужу. В результате вы чувствуете сильную вину, что не справились и не смогли донести картину в целости и сохранности.
Манипуляция чувством вины. Теперь давайте разберем манипуляцию этим чувством в деталях и рассмотрим наиболее распространенные ее формы:
Здесь важно донести до ребенка, что у него всегда есть право на ошибку. Даже подчеркнуть, что ошибки – неотъемлемая часть жизни, совершать их – это нормально и он не должен бояться этого. Иначе он может стать человеком, который избегает сложных задач, бросает все на полпути и не доводит дела до конца. Как правило, такое поведение приводит к проблемам в учебе и создает сложности на работе в будущем.
Чувство вины – это чувство, которое возникает, когда ребенок сделал что-то плохое, и понял, что это было неправильным поступком. Например, вас попросили отнести картину друзьям в соседний дом, но по дороге вы не смотрели под ноги, споткнулись и упали с картиной в грязную лужу. В результате вы чувствуете сильную вину, что не справились и не смогли донести картину в целости и сохранности.
Манипуляция чувством вины. Теперь давайте разберем манипуляцию этим чувством в деталях и рассмотрим наиболее распространенные ее формы:
- Прямое обвинение. Родитель-манипулятор: «Ты опять пришел весь грязный! Ну сколько можно?! Значит так! Идешь в магазин, потом готовишь ужин и убираешь всю квартиру, а я пока схожу с подругами в театр».
- Ложная жалость и слезы. Подруга-манипулятор: «Умоляю, расскажи мне про секреты Маши, а то я теперь точно не усну, а у меня завтра контрольная. Ты же не хочешь, чтобы я написала ее на двойку и меня из-за этого не отпустили гулять?!».
- Эксплуатация чувства любви. Бабушка-манипулятор: «Я так тебя любила! На руках носила! Души в тебе не чаяла! А ты не хочешь мне помочь и погладить накопившуюся гору белья?».
- Завышенные требования. Преподаватель-манипулятор говорит: «Я думала, что ты справишься и напишешь эту контрольную на отлично! Я разочарована! Всё, теперь будешь сидеть со мной и помогать мне проверять другие контрольные, чтобы я пораньше ушла».
Здесь важно донести до ребенка, что у него всегда есть право на ошибку. Даже подчеркнуть, что ошибки – неотъемлемая часть жизни, совершать их – это нормально и он не должен бояться этого. Иначе он может стать человеком, который избегает сложных задач, бросает все на полпути и не доводит дела до конца. Как правило, такое поведение приводит к проблемам в учебе и создает сложности на работе в будущем.
Теперь мы разберем новый вид манипуляции – чувством стыда. Но сперва надо дать определение этому чувству.
Чувство стыда – это неприятное чувство, которое возникает, когда над тобой смеются или тебя оскорбляют, а также сравнивают с другими и сомневаются в твоих способностях. Или более формально — это когда ребенок считает себя плохим из-за того, что его внешность, черты характера или поступки не соответствуют чьему-то мнению или каким-то правилам.
Манипуляция чувством стыда. Вот несколько ее видов:
Здесь важно отметить, что постоянное чувство стыда серьезно снижает самооценку ребенка и может сделать из него хронического неудачника. Например, он может считать, что не достоин дружить с хорошими ребятами. Это приведет к тому, что он начнет общаться с теми, кто плохо к нему относится. И это выработает в нем привычку постоянно терпеть такое отношение из-за страха потерять даже таких плохих друзей.
Чувство стыда – это неприятное чувство, которое возникает, когда над тобой смеются или тебя оскорбляют, а также сравнивают с другими и сомневаются в твоих способностях. Или более формально — это когда ребенок считает себя плохим из-за того, что его внешность, черты характера или поступки не соответствуют чьему-то мнению или каким-то правилам.
Манипуляция чувством стыда. Вот несколько ее видов:
- Подчеркивание недостатков. Подруга-манипулятор: «Маша, ну почему ты такая толстая? Ходишь не пойми в чем, и родители у тебя странные. Ладно. Хочешь, чтобы я с тобой дружила дальше, хотя бы сделай за меня домашку».
- Отрицательное сравнение. Преподаватель-манипулятор: «Вот Линейкин отличник, а ты, Петров, законченный троечник! Что с тобой делать?! Иди вон с доски вытри и принеси мне книги из библиотеки, не хочу сама идти».
Здесь важно отметить, что постоянное чувство стыда серьезно снижает самооценку ребенка и может сделать из него хронического неудачника. Например, он может считать, что не достоин дружить с хорошими ребятами. Это приведет к тому, что он начнет общаться с теми, кто плохо к нему относится. И это выработает в нем привычку постоянно терпеть такое отношение из-за страха потерять даже таких плохих друзей.
Что же делать школьнику?
Как ему защититься от чувств страха, вины и стыда? И как противостоять манипуляциям?
Как ему защититься от чувств страха, вины и стыда? И как противостоять манипуляциям?
Во-первых, он должен быть уверен, что родители его защита и опора. Чтобы ребенок ни сделал или чтобы с ним ни произошло, он не должен бояться откровенно рассказать об этом. Родители ответственны за атмосферу безопасности, поддержки и понимания в доме.
Во-вторых, он должен научиться распознавать манипуляции и различать свои чувства. Родители и школа должны обучать ребенка. Например, мой папа раньше делал так: «София, вот мы сейчас с мамой создали тебе чувство страха, чтобы ты сделала так, как мы хотим. Это была манипуляция. Это очень плохо, мы не правы! Не позволяй никому так делать!». С этого началось мое изучение психологии и, как результат, написание этой статьи. Также я сделала курс для детей по защите от манипуляций в своей школе.
В-третьих, он должен изучить инструменты защиты от манипуляций и начать их применять. Любой ребенок с помощью родителей и/или преподавателей может освоить основные приемы защиты. Они приведены ниже.
Инструменты защита от манипуляций – изучите их со своими детьми:
В целом, если создать в семье доверительные отношения с ребенком, помочь ему разобраться в своих чувствах и обучить инструментам защиты от манипуляций, то он станет намного счастливее. Это в свою очередь, повысит его иммунитет, улучшит отношения с друзьями и благотворно скажется на его учебе.
Во-вторых, он должен научиться распознавать манипуляции и различать свои чувства. Родители и школа должны обучать ребенка. Например, мой папа раньше делал так: «София, вот мы сейчас с мамой создали тебе чувство страха, чтобы ты сделала так, как мы хотим. Это была манипуляция. Это очень плохо, мы не правы! Не позволяй никому так делать!». С этого началось мое изучение психологии и, как результат, написание этой статьи. Также я сделала курс для детей по защите от манипуляций в своей школе.
В-третьих, он должен изучить инструменты защиты от манипуляций и начать их применять. Любой ребенок с помощью родителей и/или преподавателей может освоить основные приемы защиты. Они приведены ниже.
Инструменты защита от манипуляций – изучите их со своими детьми:
- Разоблачите манипулятора. Например, скажите: «А зачем вы манипулируете? Мне неприятно!». Как правило, факт раскрытия манипуляции застает человека врасплох и заставляет изменить свое поведение. Он уже не будет так настаивать на своем требовании. Это особенно хорошо действует на взрослых.
- Научитесь твердо говорить нет. Скажите манипулятору: «Нет. Я не буду этого делать!» или «Нет, нет и еще раз нет». Многие дети боятся или стесняются говорить нет. Но это обязательно надо научиться делать. Это один из самых эффективных способом противостоять манипуляциям, особенно, если использовать совместно с первым способом: «А зачем вы манипулируете? Мне неприятно! Я не буду делать то, что вы требуете!».
- Говорите, что нет разрешения. Например, скажите: «Мне мама не разрешила», «Мне родители запретили» или «Сначала поговорите с моим папой».
- Тяните время. Тоже очень эффективный прием. Вы не говорите нет, но просите дать вам время. Например: «Мне нужно время на подумать» или «Надо сперва с родителями обсудить, позже дам ответ».
- Согласитесь, но не делайте. В определенных ситуациях, например, чтобы от вас отстали, вы можете согласиться и сказать: «Да, сделаю». Но в итоге этого не будете делать, так как это была манипуляция и угроза вашему здоровью или психологическому состоянию.
- Игнорируйте. Тоже эффективный способ. Почти всегда можно ничего не говорить, отвернуться и уйти.
- Позовите взрослых. Если понимаете, что способы, описанные выше, не помогают, то сразу зовите взрослых! Взрослые всегда разберутся и помогут!
В целом, если создать в семье доверительные отношения с ребенком, помочь ему разобраться в своих чувствах и обучить инструментам защиты от манипуляций, то он станет намного счастливее. Это в свою очередь, повысит его иммунитет, улучшит отношения с друзьями и благотворно скажется на его учебе.