Качество речи, ее громкость и плавность во многом зависят от речевого дыхания. Ведь для того, чтобы легко произнести развернутую фразу с правильной интонацией, надо владеть плавным, достаточно продолжительным выдохом через рот.
Длительность и сила выдоха также влияют на качество звукопроизношения. Для появления таких сложных звуков, как с, з, ш, ж, р требуется сильная, направленная воздушная струя.
Для тренировки речевого дыхания рекомендуются различные игровые упражнения.
Дыхательную гимнастику можно выполнять не более 5 минут, только в проветренном помещении, при условии хорошего самочувствия ребёнка, каждое упражнение повторять не более 5-6 раз.
Важно следить за тем, чтобы не было одышки, покраснения лица, головокружения и тошноты.
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики:
1. «Понюхай цветы».
Вдох и выдох носом при закрытом рте.
2. «Собачка устала»
Вдох и выдох через рот (на начальном этапе можно слегка придерживать ноздри пальцами).
3. «Ныряльщик»
1) Вдох через рот, выдох через нос.
2) Глубоко вдохнуть через нос, задержать воздух на 1—3 с (в зависимости от возраста ребенка) и длительно плавно выдохнуть через рот.
4. «Покатай карандаш»
Ребенку предлагается втянуть воздух через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.
5. «Листья шелестят»
Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листочков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» ребенок плавно дует на листья так, чтобы они отклонились и зашелестели.
Длительность и сила выдоха также влияют на качество звукопроизношения. Для появления таких сложных звуков, как с, з, ш, ж, р требуется сильная, направленная воздушная струя.
Для тренировки речевого дыхания рекомендуются различные игровые упражнения.
Дыхательную гимнастику можно выполнять не более 5 минут, только в проветренном помещении, при условии хорошего самочувствия ребёнка, каждое упражнение повторять не более 5-6 раз.
Важно следить за тем, чтобы не было одышки, покраснения лица, головокружения и тошноты.
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики:
1. «Понюхай цветы».
Вдох и выдох носом при закрытом рте.
2. «Собачка устала»
Вдох и выдох через рот (на начальном этапе можно слегка придерживать ноздри пальцами).
3. «Ныряльщик»
1) Вдох через рот, выдох через нос.
2) Глубоко вдохнуть через нос, задержать воздух на 1—3 с (в зависимости от возраста ребенка) и длительно плавно выдохнуть через рот.
4. «Покатай карандаш»
Ребенку предлагается втянуть воздух через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.
5. «Листья шелестят»
Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листочков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» ребенок плавно дует на листья так, чтобы они отклонились и зашелестели.