Статьи

Обучение младших школьников иностранным языкам. Психологические особенности детей и стратегии обучения

Статья подготовлена Ольгой Сергеевной Петровой, заместителем директора и Антониной Сергеевной Андриановой, руководителем кафедры иностранных языков Хорошколы.

Методика обучения

Методика обучения детей иностранному языку уходит корнями в конец 50-х – начало 60-х годов, но до сих пор этот вопрос остается открытым. Для начала следует выяснить, какой возраст является оптимальным для изучения иностранного языка. В своей книге «Physiology of the Brain» В.Пенфильд и Р.Робертс утверждают, что начать изучение иностранного языка после 9-ти лет, это все равно, что выйти замуж после 60-ти.

Они считают, что человеческий мозг обладает особыми способностями в изучении иностранного языка, которые снижаются с возрастом. Большинство психолингвистов и психологов полагают, что уровень наилучшего восприятия иностранного языка находится на высоком уровне до 8 лет.

Обучение иностранному языку в Хорошколе

Поэтому в Хорошколе мы начинаем изучать иностранный язык с 3 лет. Статистика показывает, что когда семья попадает в иностранную языковую среду, то именно ребенок первым начинает говорить на языке и дети младшего возраста очень быстро выучивают язык до такого уровня, что их невозможно отличить от носителей языка. Что практически не происходит с их родителями.

Почему дети достигают таких успехов?

Большую роль играют психологические особенности детей, в частности особенности памяти. Существует миф, что у детей память лучше и поэтому им легче учиться. На самом деле, память детей не лучше и не хуже памяти взрослых – она другая. Объем памяти детей намного меньше.

Считается, что за 1 урок ребенок может усвоить 7 слов; а если презентуется новое грамматическое правило, то лучше вообще не давать новых слов на этом уроке.

Одно из несомненных достоинств детской памяти в том, что то, что запоминает ребенок в раннем детстве, остается с ним на всю жизнь и при необходимости он с легкостью может все восстановить. Но дело в том, что дети 6-ти лет только начинают развивать свою операционную память и в это время хранят материал в длительной памяти. Именно поэтому, хотя их память и очень сильная, они затрудняются извлекать из нее информацию. Дети часто затрудняются использовать слова, которые они отлично понимают и знают, в новой ситуации. Здесь важно терпение, очень скоро разовьются навыки операционной памяти и дети станут произносить слова и фразы с гораздо более высокой скоростью.

Учитывая эти особенности ребенка, уже в детском саду Хорошколы мы обращаем большое внимание на использование слов в различных бытовых ситуациях, чтобы облегчить введение новых слов в активный словарный запас детей.

Не существует людей не способных к изучению иностранных языков. Если они знают свой родной язык, то способны изучить и другой. Они могут показаться неспособными только когда мы используем неверные стратегии обучения.

Длительное время считалось, что дети не могут мыслить логически и многие дети 5-6 лет не смогут разрешить проблему, которая включает несколько этапов. Но это происходит потому, что детская память требует поддержки. Когда информация сопровождается рисунками и простыми схемами, дети без труда разрешают довольно сложные задания.

В Хорошколе мы используем лучшие международные практики для стимулирования логического мышления детей.

Узнайте, как строится процесс обучения иностранного языка в Хорошколе

Усвоение – это основная проблема детей. Им требуется несколько повторений, до того, как информация будет сохранена в длительной памяти. Если пауза между повторениями больше 2-х дней, большинство информации будет потеряно. Поэтому очень важно, чтобы было как минимум 3 урока в неделю. В группах и классах «Хоролингва» количество занятий на английском языке варьируется от 10 до 12 в неделю, при этом куратор школы и воспитатель детского сада обеспечивают бытовое погружение в языковую среду в течение всего дня.

Стратегии обучения

Наибольшее число споров, которые до сих пор продолжаются, ведутся о стратегиях, которые дети используют при изучении языка. Многие считают, что дети учатся путем проб и ошибок.

Другие, например Н. Хомский, полагают, что дети учатся, пытаясь различать правила, которые помогают им использовать язык. Согласно Хомскому, ошибки являются огромным ресурсом в обучении. Если ребенок говорит «taked», вы должны похвалить его за то, что он только что сам сформулировал правило, в котором правда есть несколько исключений, а не ругать за совершенную ошибку.

Наиболее сильным стимулом для изучения языка является чувство успеха. Когда мы учим ребенка говорить, мы хвалим его за каждый маленький успех. Мы гордимся каждым словом, которое он произносит, даже если иногда неверно. И чем больше мы им гордимся, тем быстрее он учится.

В Хорошколе создаются все необходимые условия для создания ситуаций успеха: от урочной и проектной работы, где каждый ребенок имеет возможность презентовать результаты своей деятельности и получить обратную связь в конструктивном ключе, до конкурсов и фестивалей на иностранных языках («Лингва», «Искусство в диалоге», «TED Talks» и другие), на которых каждый участник и зритель получает опыт позитивного отношения к иностранному языку.

Какая ведущая стратегии обучения при изучении иностранного языка в детском саду и прогимназии Хорошколы?

Дети изучают окружающий мир через игру, в особенности через ролевые игры и игры с правилами. Игры являются главной активностью детей. Именно поэтому игры выступают наиболее важным средством обучения для учителей, работающих с детьми. Когда маленькие дети играют в игры, то они в них живут. Мы создаем настоящую языковую среду, в том числе, при помощи игры и взаимодействия детей и взрослых. Игра – это наилучший стимул для детей.

Как строится процесс обучения в детском саду Хорошколы?

Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что в Хорошколе особое внимание уделяется изучению иностранного языка с использованием современных методов и учитывая возрастные особенности детей. Мы считаем, что залог эффективного и интересного изучения иностранного языка можно выразить формулой:
говорение (отсутствие русского языка в уроке) + фразы-клише + языковая среда + игра + регулярность = качественный результат в изучении иностранного языка
В статье использована следующая литература
1. Cameron, L Teaching Languages to Young Learners, (2001), CUP
2. Gerngross, G, Pushta, H Do and Understand, (2001), CUP
3. Wingate, J. Getting Beginners to Talk, (1995), ELT-journal
4. Wendy, A, Scott and L.H. Itsberg Teaching English to Children, (1999)
5. Brumft, C. Teaching English to Children (1999), DUP
6. Millvord, K. Teaching English to young Learners , (2002)
Изображение от Freepik