Статьи

Зачем нужно профильное обучение в школе?

Образовательные учреждения Москвы предлагают разные наборы профилей, ориентированных на углублённое изучение отдельных предметов и, как следствие, подготовку к поступлению на определённые факультеты ВУЗов.

Но сосредоточение усилий на одном векторе развития может вызывать опасения у родителей.

– Что, если ребёнок решит поступать в университет на другую специальность, а время будет уже упущено?
– Чего больше в ранней профориентации: плюсов или минусов?
Что дает ребенку ранняя профориентация

Успешно реализованная профориентационная стратегия направлена на профессиональное самоопределение ребёнка. Вопреки самым распространённым страхам родителей, чем лучше выстроена программа профориентации, тем меньше риск «потерять время» и упустить возможность найти специальность мечты.

Для того, чтобы ребёнок смог действительно разобраться в себе и своих карьерных предпочтениях, необходимо дать ему «право на ошибку» – возможность попробовать себя в разных углублённых областях знания. А также познакомить детей с реальными карьерными перспективами, которые открывает обучение на различных профильных программах. Ведь увлечённость общеобразовательным предметом не гарантирует, что ребёнок будет комфортно чувствовать себя в профессии, для освоения которой необходим этот предмет.

Грамотная система профориентации смотрит гораздо дальше, чем поступление в ВУЗ. Она формирует будущие интересы, карьерные траектории и предпочтения. В результате дети не просто определяются с любимыми школьными дисциплинами, но получают представление о профессии, в которой хотели бы развиваться, формируют перечень ВУЗов и факультетов для достижения своей идеальной профессии.

Роль родителей в профессиональном выборе ребёнка

Для каждого родителя важно дать ребёнку «дорогу в жизнь», быть уверенным, что, выпустившись из школы, он найдёт своё место и реализуется в выбранной специальности. А ещё родителю, конечно, хочется облегчить ребёнку этот путь.

Роль семьи в профессиональном выборе – одна из самых значительных. Но и самая сложная.

Исключительно взаимодействие семьи и образовательной организации может дать действительно качественный результат в анализе наиболее перспективного для ребёнка направления обучения. В Хорошколе взаимодействию с родителями уделяется особое внимание: регулярное информирование, открытая коммуникация с преподавателями и тьюторами, психологическое сопровождение учеников помогают интегрировать родителя в учебный процесс, при этом не доставив дискомфорта ребёнку.

Узнать больше про обучение в Хорошколе!

Профессиональные предпочтения непременно проявляются вне учёбы. Задача родителя – заметить их и предложить ребёнку развить свои интересы.

Так, уже в дошкольном и раннем школьном возрасте ребёнок делает выбор в пользу некоторых видов досуга.

Обратите внимание на то, какие игрушки были у вашего ребёнка любимыми. Например конструкторы – любимая игрушка усидчивых детей с развитой логикой, имеющих способности в области точных наук. Им подвластны различные системы, гипотезы и логические выводы.

Мягкие игрушки, инсценировки эпизодов из мультфильмов увлекают более коммуникабельных детей, имеющих потребность в общении. Повзрослев, они часто концентрируются на гуманитарном знании, становятся журналистами, специалистами в сфере медиа.

А машинки, поезда и самолёты выбирают те, кто имеет очень подвижный ум, любят принимать быстрые решения, хотят поскорее повзрослеть или уже чувствуют себя достаточно взрослыми. Такие дети зачастую обладают аналитическими способностями, могут применить их в множестве профессий, связанных с прогнозированием и анализом различных данных.

В раннем возрасте вы можете предложить ребёнку дополнительные занятия на основе наблюдения за его интересами: спорт, театр, иностранные языки, основы робототехники, технических и естественных наук. Преимущества такого исследования склонностей в том, что можно попробовать себя в разных амплуа. Любимый кружок так или иначе окажется связан с одним из талантов вашего малыша.

В начальной школе ребёнок проявляет свои предпочтения уже более явно. Важно не давить на него, но предложить сделать собственный выбор – а затем самому нести ответственность. Такая система реализовывается на всех ступенях образования в Хорошколе. С детского сада малыши учатся принимать решения на основе своих интересов и потребностей, принимая последствия этого выбора. В детском саду и прогимназии Хорошколы дети могут выбирать занятия второй половины дня, а значит, анализировать свои сильные и слабые стороны, начать выстраивать свою личную траекторию развития.
Как оценить сильные стороны ребёнка

При профилизации обучения самая распространённая ошибка – ориентироваться на школьные оценки ребёнка по разным предметам. Гораздо продуктивнее стратегия внимания к более узким областям знаний, которые вызывают у ребёнка наибольший интерес. А также на разные типы деятельности: некоторым детям легче даются групповые проекты, другим – индивидуальные задания. Кто-то любит эссе, задания на логику, а кто-то готов подряд решать множество задач на вычисление. Даже внутри одного школьного предмета комбинируются эти разные типы заданий. Выяснив самый удобный для вашего ребёнка тип упражнений, вы поймёте, какая модель работы с информацией или человеком предпочтительна для него.

Проанализируйте, какие дисциплины вызывают у ребёнка больше всего затруднений. А в освоении каких он даже помогал своим друзьям? Быть может, ваш ребёнок участвовал в школьных конкурсах, где применял углублённые знания некоторых общеобразовательных предметов. Какой формат был у этих конкурсов? Ответы на эти вопросы помогут выявить наиболее развитые у вашего ребёнка soft skills – гибкие навыки, которые важны не меньше, чем предметные.
Как помочь ребёнку определить свою будущую профессию

Каждая профессия – это уникальная совокупность профильных интересов, предпочтительной области знания, коммуникативных навыков и многих других факторов, которые можно классифицировать по трём группам: soft, hard и digital skills.

На основе анализа академических предпочтений, склонностей, личностных качеств и даже темперамента можно выделить круг профессий, в которых ребёнок будет чувствовать себя наиболее комфортно и сможет достичь максимального успеха.

В грамотном анализе всех этих параметров ученикам Хорошколы помогают тьюторы.

Тьютор – наставник хорошкольника, помогающий выстроить индивидуальную траекторию обучения. На регулярных тьюториалах ученики и наставник разбирают карьерные и академические предпочтения, выстраивают стратегию преодоления трудностей, с которыми можно столкнуться в процессе обучения. А главное – тьютор учит ребят проводить анализ своих сильных и слабых сторон, сопровождает их обучение и помогает разобраться в себе.

Профессиональный выбор, кто должен совершать?
Профессиональное самоопределение подростка важный этап в жизни. Как помочь сделать ребенку правильный выбор рассказала в рамках вебинара Наталья Крюкова, руководитель службы сопровождения педагогических процессов.

Регулярная рефлексия – неотъемлемая часть построения профориентационных стратегий. В ходе неё можно своевременно выявить и развить талант ребёнка, а также при необходимости поменять фокус обучения, не потеряв время на углубление знаний в неподходящей ученику области. Именно такую важнейшую возможность предоставляет особая структура организации обучения в Хорошколе – система предпрофилей и профилей.
Как реализуется предпрофильное и профильное обучение в Хорошколе

Предпрофили и профили – это два этапа формирования индивидуальной карьерной траектории в соответствии с предпочтительными дисциплинами и факультетами ВУЗов.

В 8–9 классах существует система предпрофилей – классов, фокусирующих обучение на определённых академических дисциплинах. Важно, что хорошкольник выбирает предпрофиль исходя не только из любимых школьных предметов. При распределении мы делаем акцент на общий фон интересов ученика: чем он любит заниматься в свободное время, какие статьи или книги его привлекают, какие профессии кажутся ему интересными и подходящими для построения собственной карьерной траектории.

Ученики гимназии Хорошколы выбирают одно из направлений обучения:
– гуманитарное
– естественно-научное
– инженерное
– ИТ
– медиа и АРТ
– социально-экономическое.

Узнать больше про обучение в Хорошколе!

От выбора предпрофиля зависит то, какие академические дисциплины в учебном плане будут изучаться на углублённом уровне, какие лекции от университетов и представителей бизнеса будет посещать ученик. А также выбор предпрофиля влияет на состав профориентационных активностей и занятия во второй половине дня.

Система предпрофилей помогает нам дать ребёнку «право на ошибку», которое так необходимо во время выбора своей будущей профессии. Ученики погружаются в специфику не только предметных знаний, но и их активного применения на практике. Если хорошкольник осознал, что его интересует изучение предмета на уровне школы, но он не хотел бы связывать с этой областью свою карьерную траекторию, тьютор поможет разобраться в своих способностях и приоритетах.

Благодаря погружению в практическое применение академических знаний, к окончанию 9 класса у ученика формируется более конкретная стратегия обучения в старшей школе. Знакомство с представителями университетов и бизнеса позволяет выстроить план поступления, выбрать факультет и ВУЗ мечты, а также определиться с тем, как в дальнейшем применять знания, полученные не только в школе, но и в университете.

По результатам обучения в предпрофиле Хорошколы выбирают один из многочисленных профилей обучения в 10–11 классах. Ребята могут сконцентрироваться на изучении искусства, медицины, технических наук, биологии, истории и многих других специальностей.

Профиль – это полное погружение в специфику выбранной отрасли. Профильные занятия дополняются проектной деятельностью и стажировками по выбранным специальностям в крупных российских компаниях. А также подготовкой к выпускным экзаменам и поступлению в выбранный ВУЗ.

Вариативность индивидуальной траектории дополняется возможностью распределять свои силы в зависимости от того, какие дисциплины ребёнок усваивает быстрее. Ребята могут выбрать уровень освоения предметов, тематические клубы и курсы.
Как Хорошкола помогает детям раскрыть потенциал

Даже в инновационной системе организации образования психологическая составляющая имеет огромное влияние на продуктивность школьника. Чтобы ребята могли взять максимум от предоставляемых Хорошколой возможностей, мы осуществляем психологическую поддержку и регулярно отслеживаем результаты учеников.

Служба сопровождения педагогических процессов поддерживает психологически комфортную для ребят среду, чтобы ничего не могло помешать хорошкольникам на пути к поставленным целям. А возможность обратиться за помощью к тьюторам, психологам и классным руководителям позволяет вовремя обнаружить возникающие трудности и своевременно их решить.

В обучении важны многие аспекты: глубина изучения, выбор заданий, темп освоения, обратная связь от педагогов, проекты и исследования. Всё это учитывается при формировании профильной стратегии раскрытия потенциала ребёнка в образовательной системе Хорошколы. Soft, hard и digital skills взаимодополняемы в учебном плане, а углубиться в освоение предметных навыков, необходимых для дальнейшего обучения в ВУЗе, позволяют профильные и предпрофильные классы.

Помимо освоения soft, hard и digital skills, мы уделяем большое внимание творчеству. Высокая степень вариативности обучения адаптируется к особенностям каждого ученика, а широкий выбор творческих активностей всесторонне развивает хорошкольников. Мастерская живописи, керамики, кулинариум, оркестраторий, студии видео и звукозаписи доступны всем хорошкольникам вне зависимости от выбранного направления обучения.

А учебные успехи легко преобразовать в отточенные hard skills во время профильных стажировок.
Зачем школьнику нужны стажировки в компаниях

Стажировка – возможность применить полученные знания и навыки на практике.

После выпуска из 11 класса можно показать хорошие результаты на аттестации, но оказаться не готовым к реальным требованиям работодателей, не уметь адаптировать свои умения к более сложно организованной деятельности.

Для хорошкольников, благодаря знакомству с деятельностью, требованиями и концепциями крупных российских работодателей, эти риски становятся неактуальными. Ведь наши ребята пробуют себя в реальных компетенциях, узнают о новых профессиях и специальностях, учатся соотносить знания, полученные в школе и университете, с факторами, дающими конкурентное преимущество на рынке труда.

А принцип учусь учиться, реализуемый в Хорошколе на всех ступенях образования, делает наших учеников способными адаптироваться к изменчивым требованиям и получить преимущества среди других начинающих специалистов.