Статьи

Что билингвальное обучение даёт ребёнку?

Что такое билингвальное обучение?
Основной метод таких программ – погружение в языковую среду. В течение дня ребёнок слышит не только обращённую к нему иностранную речь, но и фоновую. Наиболее часто в качестве иностранного языка для билингвального обучения родители выбирают английский.

Билингвальная система рассчитана в основном на детей до 8 лет, так как именно в этом возрасте метод погружения наиболее продуктивен. В билингвальных группах и классах знакомство с новым языком проходит по тому же пути, что освоение родного языка, а не изучение иностранного. Так удаётся избежать проведения параллелей между системами двух языков, различия между которыми на определённом этапе начинают вызывать у детей большие затруднения.

В чём преимущества и недостатки?
Грамотно реализованная программа билингвального образования даёт ребёнку возможность не только свободно общаться на двух языках. Способность «переключаться» между языками имеет и неочевидные преимущества: дети–билингвы легче адаптируются к большим объёмам новой информации. В процессе дальнейшей учёбы им доступны источники информации на двух языках. А отличное знание английского помогает в построении карьеры и открывает перспективы для выбора зарубежного университета.

Чаще всего родители сталкиваются со страхом, что после билингвальной системы в детском саду ребёнок окажется менее подготовлен к стандартной школьной образовательной программе. Это действительно может вызвать стресс у ребёнка и создать дополнительные сложности при переходе в первый класс. Однако таким последствия возникают лишь в результате обучения по несбалансированным программам.

Узнать больше про билингвальное обучение в Хорошколе

В Хорошколе не только удалось избежать этих рисков, но и создать собственную программу преемственности образования. В результате её реализации ребёнок, посещавший билингвальную группу детского сада не только избежит дополнительного стресса из-за новой социальной роли школьника. Усилиями педагогов Хорошколы к минимуму сведены стрессовые ситуации, актуальные для всех детей, начинающих свой школьный путь. Локация, программа и правила уже частично знакомы детям, окружение не меняется кардинально, а наличие 1 и 2 билингвальных классов прогимназии позволяют продолжать системное обучение детей на двух языках.

Система билингвального обучения
Для максимально успешной реализации билингвальной образовательной системы требуется синтез двух образовательных традиций: отечественной и зарубежной. А также не стоит забывать про подготовку к школе – именно этот аспект вызывает беспокойство русскоязычных родителей, сомневающихся в своём выборе билингвального образования ребёнка. Ведь в школе обучение ведётся на русском языке, не создаст ли фокус на погружение в английский язык сложности при адаптации в первом классе российской школы?

Детский сад и прогимназия Хорошколы – пример тщательно выстроенной программы билингвального обучения. В основе программы – синтез российской и британской традиций образования.

Как дети изучают иностранный язык в детском саду Хорошколы?

Игровая форма освоения английского языка дополнена вниманием к потребностям и интересам детей. Небольшие группы детского сада позволяют воспитателям уделить достаточно внимания каждому ребёнку. В составе педагогов билингвальной группы: один носитель, один англоговорящий и один русскоговорящий воспитатели.

Программа дошкольного билингвального образования в Хорошколе строится на полном погружении в языковую среду, игровых техниках.

Особую роль в процессе образования приобретает коммуникация, анализ и планирование активностей, а также постепенная интеграция подготовки к русскоязычному и англоязычному обучению в первом классе. Соотношение англоязычного и русскоязычного образования варьируется в зависимости от возраста ребёнка. Так, при подготовке ребёнка к школе на занятиях соотношения английского и русского языков достигает 60 и 40% соответственно. Это адаптирует выпускника билингвальных групп нашего детского сада к продолжению обучения в школе на двух языках.

Отличительная особенность наших программ – использование принципа преемственности ступеней образования.

В первом и втором билингвальном классах прогимназии дети не только приступают к освоению общеобразовательных предметов, соответствующих российскому стандарту начального образования, но и продолжают развивать навык владения английским языком. 12 уроков в таких классах проходят на английском языке, среди них: Science, Art, Cooking, Drama, Language Acquisition and Literature. Уроки у ребят преподают носители английского языка и русскоязычные преподаватели, имеющие Кембриджскую сертификацию экзаменаторов, также с классом полный день работает англоязычный куратор.

Билингвальная программа прогимназии Хорошколы реализовывается в соответствии с образовательной миссией нашей школы – учит детей не только академическим знаниям, но развивает также и soft, и digital skills. А за счёт грамотного соотношения российской и британской систем образования, выпускник второго билингвального класса сможет успешно продолжить свое образование в любой из программ – российской или международной – без сложностей перехода.

Когда лучше начинать
Большинство психолингвистов и психологов полагают, что до 8 лет дети обладают самым высоким уровнем восприятия иностранного языка. Это связано прежде всего с особенностью их памяти.

До 6 лет ребёнок только учится ориентироваться в новых для себя знаниях и при необходимости использовать усвоенную ранее информацию. Новые знания остаются его в долговременной памяти. У этого есть как плюсы, так и минусы. Ребёнку легче запомнить небольшой объём новой информации, но сложнее её использовать – с этим ему должны помочь педагоги и комфортная образовательная среда.

Чтобы облегчить процесс освоения иностранного языка, в детском саду Хорошколы мы фокусируемся на использовании лексики в различных бытовых ситуациях, уделяем особое внимание интересам детей. Это помогает облегчить процесс пополнения словарного запаса.

Таким образом детский сад является лучшим временем для начала изучения иностранного языка. А билингвальный подход будет для ваших детей наиболее продуктивен при начале обучения с 3–4-х лет.

Узнать больше про билингвальное обучение в Хорошколе

Есть ли смысл билингвального образования в русскоязычной семье
В русскоязычных семьях опасения часто вызывает тот факт, что большую часть времени ребёнок будет погружён в англоязычную языковую среду и это ухудшит его навыки коммуникации на русском языке.

Риск возникновения подобных ситуаций действительно существует. Но актуален лишь для программ с несбалансированной программой, отсутствием подготовки к перходу в русскоязычную школу.

Программа билингвальных групп и классов Хорошколы составлена таким образом, что дети не испытывают стресса при переходе от одного языка общения к другому. Постепенность освоения и активная коммуникация позволяет избежать оппозиции между двумя языковыми системами в процессе общения.

Тот факт, что дома ребёнок будет общаться с родителями и друзьями на русском языке, а в детском саду с воспитателями другими ребятами на английском, является дополнительным преимуществом. Для закрепления навыков общения на любом языке важно общение. А значит в русскоязычной семье ребёнок ничуть не потеряет навык грамотной коммуникации. В таком случае дети даже смогут лучше освоить параллельное использование и русского, и английского языков.

Что говорят родители?
Лучший способ доказать или опровергнуть эффективность билингвальный программ – обратиться к мнению родителей, чьи дети уже прошли обучение по такой системе или проходят его прямо сейчас.

Среди специфических особенностей билингвального образования семьи с детьми-билингвами чаще всего отмечают развитие у ребёнка навыка адаптивности. Имея в арсенале два языка, дети получают доступ к более широкому спектру источников информации, которые можно применять в процессе учебной и даже научной деятельности.

Благодаря особой методике Хорошколы, выпускники нашей билингвальной программы имеют отлично развитый навык логического мышления. Такие дети умеют не только «переключаться» между использованием двух языков, но легко осваиваются в новом коллективе, а также быстро ориентируются в больших объёмах новой для них информации.
Изображение от Freepik