Лето – прекрасная пора для отдыха и развлечений, время для хобби и общения с друзьями. Но, как напоминание об учёбе, дамокловым мечом над школьниками висит список литературы для обязательного прочтения, особенно когда отдельной строкой выделены стихотворения для чтения наизусть. Чем не капля дёгтя в бочке мёда – днях летнего солнца и беззаботности! Зачем вообще читать, да ещё наизусть? Вопрос риторический и вместе с тем дискуссионный.
Разные мнения
Кто-то скажет, что выучивание и чтение художественных текстов наизусть в школе – это пережиток прошлого, бессмысленная практика и мученье для детей. Кто-то скажет: чтение наизусть тренирует память. А кто-то, избегая размышления на непростую тему, скажет, что выучить стишок – не самое трудное в жизни. Выучили и забыли, чтобы учительница наконец-то отвязалась. В видении педагогической проблемы лишь отчасти правы и те, и другие, равно как и все далеки от её однозначного решения в современных условиях, в которых оказались и дети, и учителя-словесники.
В советской школе чтение стихотворений наизусть – обязательная часть литературного образования. Да, стихи нужно было учить, рассказывать, стоя у доски, и не всегда это доставляло радость проживания момента. Сама эта форма «сдачи стиха», конечно, может вызывать критику, но посмотрим с другой стороны.
Особенности поэтического творчества
Поэзия, по сути, как вид словесного творчества этиологически не предполагает письменной основы и даже по сей день как акт живого творчества существует только в момент исполнения, как музыка или танец. Таким образом, традиция учить и рассказывать стихотворения наизусть более древняя, чем советская школа, и генетически восходит к дописьменным временам.
Так что чтение стихотворений наизусть – это прикосновение к истокам поэтического слова, проживание чтецом исконной ипостаси лирики. К сожалению, не все учителя литературы доносят эту сложную мысль детям, не все могут влюбить своих учеников в лирику. Именно поэтому подготовительный этап к чтению детьми наизусть обязательно включает знакомство со звучанием живых голосов авторов и мастеров слова, чтобы случилась эта тонкая химия связи поколений сквозь века. Обычно прослушивание записей вызывает в классе смех, бурю детских, подростковых эмоций, колких реплик – непривычно. Это же совсем другой мир звуков и ритмов. Послушайте, например, как читает Ахматова свои стихи, Маяковский, Есенин, не говоря уж о Бродском. Неподготовленному человеку слушать невозможно! Почему так? Да потому что стихотворение – это в первую очередь музыка, ритм, идущий не с листа, не от знаков препинания, а изнутри. Это медитация и «потрясение души».
Что и как будет вспоминать в свои 80 лет тинейджер цифровой эпохи?
Древние сказители, певцы, барды, баяны обладали, естественно, феноменальной памятью, являясь носителями множества поэтических текстов. Современный человек не держит столько информации в долгосрочной памяти. Функцию своего естественного хранилища человек опрометчиво и с радостью доверил гаджетам и «облакам», освободив себя от труда устанавливать логику, находить важные смысловые связи и запоминать их, лишая себя при этом возможности быть самодостаточным в зрелости и счастливым в старости.
Современный человек очень зависим от технологий, а его чувственно-образное восприятие, вербально-образное мышление, к сожалению, уже не является основным источником впечатлений от присутствия себя и других в этом мире. Литература, разнообразные виды прочтения художественных текстов, в том числе наизусть, – способ сохранить остатки этой внутренней свободы и развивать не столько память, сколько способность замечать и сохранять жизненно важные смыслы, делающие нас людьми. Сохранять не на выносном устройстве, а в своём сознании, на подкорке собственного мозга. В этом смысле практика выучивания текстов и чтения их наизусть тренирует не только развитие памяти, но и мышления, способствует развитию самосознания, эмоционального интеллекта.
Чтение и декламация произведений разных жанров заставляют ребёнка переживать широкий спектр эмоций, повышая восприимчивость к чувствам других людей. Этот вид деятельности активизирует сразу несколько видов памяти: зрительную (визуальное восприятие текста), слуховую (услышанная речь), двигательную (артикуляционные движения губ и языка), также задействует все модальности восприятия (тактильные ощущения, цвет, вкус) и эмоционального реагирования (весь спектр эмоций и переживаний), что определяет глубину образовательного и развивающего эффекта, формируя индивидуальность. Чем богаче этот личный внутренний опыт, тем больше возможностей у человека для адаптации к внешнему миру. И будет что вспоминать!
Не количество, а качество
Огромное значение имеет качество художественного текста для заучивания. Большая разница, что учить и читать наизусть: таблицу умножения или стихотворения Николая Заболоцкого. Это очень разная пища для ума. Учить, конечно, надо и то, и другое. Ведь чем больше разнородных стимулов получает мозг, тем более прочные нейронные связи выстраиваются, обеспечивая долгосрочное хранение информации.
Есть мнение, что заучивание наизусть не улучшает память: то есть если цель улучшить память, то каждый новый текст должен быть больше. Тексты, предлагаемые для заучивания школьникам, примерно одного объёма с 5 по 11 класс. Так что акцент всё-таки не на количестве выученного, а на качестве текста и уровнях его понимания.
«Побочные эффекты» чтения наизусть
Несмотря на разные теоретические и научные выкладки, педагогическая практика показывает следующее: дети, занимающиеся регулярным заучиванием, демонстрируют лучшие показатели запоминания и воспроизведения учебной информации; они более сосредоточенны, меньше отвлекаются во время уроков и быстрее выполняют задания. Кроме того, заучивание художественных произведений значительно расширяет словарный запас ребёнка, улучшает грамматические навыки и устную речь, делая и повседневную коммуникацию более свободной и богатой. Ребёнок, регулярно читающий наизусть, раньше начинает замечать тонкости языка и сам чаще использует «красивые» обороты речи.
О роли учителя, значимого взрослого
Однозначно, практика чтения наизусть в школе – не бессмысленное действие. Да, это непростое занятие для современного, с раннего возраста неприученного к умственным напряжениям ребёнка, но и не преувеличенно мучительное. Таким оно, увы, становится, когда педагог бездумно следует методическим рекомендациям, забывая о самом главном: поэзия, лирика – это «переживание прожитого», это эмоциональное отношение к тому, что в моменте разворачивается в чувственном мире ребёнка или уже случилось в его духовной жизни.
Художественный текст – это место встречи читателя с самим собой, и он воспитывает душу. Присутствие рядом взрослого, который уже прошёл этот путь, и его профессионализм, знание своего предмета, литературы, общий культурный кругозор, понимание законов психического развития ребёнка призваны это свидание сделать желанным и многократным. Так по крупицам взращивается любовь к чтению, к литературе.
Что касается чтения наизусть, оно не может быть просто механическим заучиванием слов. Ведь это один из традиционных и мощных способов присвоения духовного опыта лирического героя через интонацию, ритмический рисунок текста, смысловые оттенки содержания, дающий прорывной эффект внутреннего взросления.
А как в Хорошколе?
Хорошкольники, конечно же, учат лирические тексты наизусть. Каждый ученик выбирает аудиторию, с которой готов поделиться своим прочтением стихотворения. Кто-то читает в классе – друзья всегда поддержат. Кто-то приходит почитать учителю индивидуально – камерно. Кто-то записывает видеофайл и прикрепляет его на школьную образовательную платформу. А кто-то вдохновляется и читает на переменах всем в Атриуме, «на лестнице» – есть такая практика в Хорошколе. Персонализированный подход позволяет раскрыться каждому ребёнку в той форме и в тот момент, когда это не «обязаловка» и мучение, а достижение и рост.
Вывод
Таким образом, чтение наизусть – важный навык не только в деле освоения программы школьного литературного образования, но и необходимый для всестороннего личностного развития современных школьников.
Автор статьи:
Снежана Анатольевна Никулайчева руководитель кафедры словесности