Статьи

Физкультурно-игровой комплекс Реутского в детском саду Хорошколы

Раух Роман Геннадьевич
Методист и учитель физической культуры, магистр педагогики.

Разговор о важности движения в жизни ребенка в профессиональном сообществе ведется давно. Всемирная Организация Здравоохранения опубликовала рекомендации детям и подросткам.

Для детей и молодых людей этой возрастной группы физическая активность предполагает игры, состязания, занятия спортом, поездки, оздоровительные мероприятия, физкультуру или плановые упражнения в рамках семьи, школы и своего района.

Для укрепления сердечно-сосудистой системы, скелетно-мышечных тканей и снижения риска неинфекционных заболеваний рекомендуется следующая практика физической активности:

1. Дети и молодые люди должны ежедневно заниматься физической активностью от умеренной до высокой интенсивности, в общей сложности, не менее 60 минут.

2. Физическая активность продолжительностью более 60 минут в день принесет дополнительную пользу для их здоровья [11].

3. Недостаточная физическая активность признана ВОЗ четвертым из важнейших факторов риска, являющихся причинами смерти в глобальном масштабе [11].

ФГОС дошкольного образования, в числе первых задач в пункте 1.6. называет: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

Но, на практике детское движение воспринимается как нечто специфическое, требующее специальной подготовки и организации. Поэтому реализуется только на занятиях физической культурой и, при определенном везении, на занятиях музыкой в младших группах детского сада.

Время и количество занятий физической культурой регулируются действующим СанПин 2.4.1. 3049-13, параграф 12.5. и, в зависимости от возраста детей составляют:

– в младшей группе - 15 мин.
– в средней группе - 20 мин.
– в старшей группе - 25 мин.
– в подготовительной группе - 30 мин.

В остальное время подвижность ребенка ограничена запретами, правилами, пространством – по детскому саду мы ходим парами, «закрыв ротики на ключик», в группе не бегаем, на прогулке не выходим за территорию площадки своей группы.

Насколько удовлетворяется потребность детей в движении в такой ситуации – большой вопрос.

Сейчас, когда преобладает тренд на ранее интеллектуальное развитие ребенка, взрослые все меньше и меньше понимают значение движения в развитии ребенка. У ребенка практически нет времени и места для получения двигательного опыта, и двигательных проб.

​Следствием этого является ухудшение здоровья у детей [2], проблемы с саморегуляцией, усидчивостью, умением сосредотачиваться, работать длительное время над задачей, сложности с проявлением морально-волевых качеств [7], в специальной литературе даже появился специальный термин «learning disabilities», с помощью которого обозначают эти проблемы.

Ведь движение напрямую связано с развитием головного мозга и сенсорных систем человека.

Профессор Калифорнийского Университета Джин Айрес, в своей книге говорит о том, что сенсорная интеграция является важной основой для комплексного обучения и адекватного поведения детей [5].

В связи с этим, все больше и больше детей нуждаются в дополнительной помощи различных специалистов, такие как сенсорные терапевты, кинезиологи и нейропсихологи. Эти специалисты работают с детьми на основе движения.

Качаться, прыгать, стоять на одной ноге, вращать глазами, все это движения, с помощью которых специалисты пытаются помочь ребенку.

Также важно помнить, что двигательная активность является необходимым условием поддержания нормального функционального состояния человека. Во время движения происходит раздражение проприорецепторов скелетных мышц, интерорецепторов внутренних органов и рефлекторно через ЦНС стимулируются жизненные процессы в клетках, тканях, органах, составляющих различные функциональные системы организма [10].

В сфере двигательной активности и культурного взаимодействия детей идёт поиск способов восполнить пробел в утрате данной сферы.

Формы работы, в которых ребенок может рассуждать, анализировать и делать выводы на основе своего личного опыта дают возможность развить критическое мышление. Групповая работа по рефлексии пережитого опыта должна являться постоянной на занятиях и всячески инициироваться и поддерживаться педагогом.

Движение и игра – естественные состояния ребенка, необходимые для гармоничного развития.

Н. А. Бернштейн считает, что огромную потребность в движениях дети обычно стремятся удовлетворить в игре [1]. Поэтому и пространства нужны не столько спортивные, сколько двигательно-игровые. Если педагог сможет отпустить ситуацию и ребенка – дать возможность двигаться (бегать, прыгать, играть в мяч) даже когда, на первый взгляд, для этого не время и не место, он сможет увидеть, как это отразится на детях и учебном процессе.

Мы считаем, что решением проблемы может быть создание насыщенной возможностями среды, позволяющей ребенку самостоятельно, в свободной игровой деятельности получать разнообразный двигательный опыт.

Это даст возможность ребенку двигаться именно тогда, когда ему это нужно, и столько, сколько ему необходимо. Ведь ребенок имеет потребность в движении не только на прогулке или занятии физической культурой. Например, такая потребность может быть следствием утомления ребенка или являться частью игры.

Физкультурно-игровой комплекс Реутского является попыткой создать именно такую среду, находящуюся в постоянном доступе детей.

Физкультурно-игровой комплекс выполнен как набор соединенных между собой спортивных снарядов разной степени сложности преодоления. Чем менее устойчива опора, тем сложнее на ней удержаться и, соответственно, требуется больше сил и ловкости, а чем шире и жестче, тем легче на ней сохранять равновесие.

Доски и лесенки, сети, канаты и трапеции представляют собой цельную конструкцию, привлекающую внимание и побуждающего к действию практически каждого ребенка.

Наличие в комплексе элементов разной степени сложности предоставляет ребенку возможности:
1. пробовать свои силы;
2. совершать огромное количество различных физических действий;
3. находить свой путь, как способ решения двигательной задачи;
4. выходить на предел своих возможностей;
5. делать посильный выбор;
6. нести ответственность за сделанный выбор.

Присутствие на ФИК других детей помогает процессу социализации:
1. совершая действия, помнить, что вокруг другие дети, и учитывать их желания в процессе своих игр;
2. учиться самому, и учить других;
3. говорить и слушать других;
4. настаивать на своем и соглашаться с другими;
5. просить помощь и оказывать ее другим;
6. включать механизмы нескончаемой игры [8].

Идея создания физкультурно-игровых комплексов опирается на опыт и разработки советских и российских педагогов В. С. Скрипалева, Б. П. и Л. Л. Никитиных и С.В. Реутского.

В 2017 - 2018 годах мы разработали и реализовали проект физкультурно-игровых комплексов в группах детского сада Хорошевской школы. В пяти группах были установлены комплексы, охватив детей от 3 до 6 лет.

В процессе реализации проекта, с воспитателями проводились обучающие семинары по использованию комплексов в своей работе – организация и поддержание свободной игры,комплекс как элемент дидактической работы, безопасность.
Физкультурно-игровой комплекс в средней группе детского сада Хорошевской школы
Опишем примеры использования ФИК в группе.

Организация и поддержка свободной игры – мальчишки бегают по группе, шумят, толкаются, мешают играть другим. Воспитатель предлагает играть в разведчиков. Разведчики оборудуют штаб на ФИК, тихо высматривают противников и проверяют территорию, если кто-то шумит - их ранят – они отправляются в больницу, говорят раз- два- три- заживи - и назад в игру продолжать разведку. Игра космонавты или моряки.

Мы отправляемся в путешествие, межгалактическое или морское. Для этого нужно подготовить корабль – загрузить еду, топливо, боеприпасы. Корабль – одна из верхних частей комплекса.

Основной момент игры – подготовка корабля. Продукты, боеприпасы, топливо – это предметы, с которыми нужно лазать по ФИК, иногда вдвоем, или договариваясь и передавая друг другу.

Для ребят это становится настоящей работой, которую можно выполнить только действуя сообща. Когда корабль готов – мы отправляемся в путь. Путешествуя, мы поем песни и отбиваем нападения пиратов. Взрослый участвует в игре как житель того места, куда прибывают путешественники.

Он принимает гостей и дарит им подарки. Вариант поддержки – дети играют на ФИК, это их дом.

Постепенно игра сходит на нет. Воспитатель может предложить детям взять ткань и сделать у дома крышу, с помощью мягких кубиков оборудовать спальные места, из подручных средств сделать кухню с печкой и посудой, приготовить угощение и позвать гостей.

Использование ФИК в дидактической работе.

ФГОС дошкольного образования предписывает реализовывать программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.ФИК может в этом помочь.

Например, при изучении цветов, геометрических фигур, букв или цифр на ФИК можно раскладывать карточки и просить ребят найти и принести что-то конкретное или по признаку. Можно использовать магниты в форме букв, цифр, цветные.

Воспитатель просит ребят разделиться на компании, или делит их сам, одна компания относит карточки с изображением различного транспорта, другая собирает только те, где изображен наземный транспорт, потом показывает, что принесли и объясняют почему.

Многие занятия по ФЭМП (формированию элементарных математических представлений) и развитию речи, можно проводить на ФИК: определение верх-низ; право-лево, используя грамматические конструкции: залезть под, перелезть через, сесть на, встать перед и так далее, что непременно должно сказаться и в квазипространственных представлениях, прежде всего в речи и письме.

​Мы задали вопрос что дает физкультурно-игровой комплекс детям и воспитателям, психологам и родителям.

Результаты показывают, что комплекс
– создает дополнительное пространство для игры и двигательных упражнений - 81,8% респондентов;
– помогает двигательному развитию детей - 90,9% респондентов;
– предоставляет дополнительные возможности для свободной игры- 90,9% респондентов;
– 63,6% воспитателей используют комплекс в процессе занятий;
– такое же количество 63,6%, используют комплекс для развития коммуникативных навыков.

Из опроса мы видим, что дети очень интенсивно используют комплекс в течении дня.

Причем, комплекс одинаково популярен как у мальчиков, так и у девочек, об этом заявляют 90,9% участвовавших в опросе воспитателей. Также, 54,5% респондентов отметили, что ФИК помогает работать с рисками и страхами детей.

Участвовавшие в опросе психологи отмечают, что дети очень активно используют ФИК не просто удовлетворяя свои потребности в движении, но и "превращают" его то в джунгли, где по "деревьям" лазают "дикие пантеры и серебряные барсы", то в пожарную каланчу, с которой "доблестные пожарные" наблюдают, нет ли "пожара" в окрестностях.

То есть, активно используют в сюжетно-ролевых играх. Но есть и другие возможности, такие как: формирование произвольности, умения соблюдать правила, договариваться, узнавать свои возможности и осознанно рисковать.

Родители отмечают, что ФИК, это лучшее сочетание многих параметров: физическое развитие, координация движений, интерес к саду, принятие правил поведения и безопасности, опыт преодоления препятствий и развитие уверенности в себе, и все это параллельно с удовольствием от занятий.

В итоге мы видим, что физкультурно-игровой комплекс – ресурс многофункциональный, создающий массу дополнительных возможностей, который активно используют дети и воспитатели.


Литература
1. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии. - М.: Физкультура и спорт, 1991.
2. ВОЗ, Мировая статистика здравоохранения 2009 г.
3. Выготский, Л.С. Психология развития человека – 2е изд., пер. /Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 2008. – 377с.
4. Выготский, Лев Семенович. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; [под ред. В.В.Давыдова]. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 671с.
5. Джин Айрис, Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития с практическими рекомендациями для родителей и специалистов. - М.: Тенерифе.2009
6. Никольская, О. С. Аффективная сфера человека как система смыслов, организующих сознание и поведение. – М.: МГППУ, 2008. (Монография).
7. Обучение на основе движения: целевые ориентиры, технологии, образовательные результаты / Сборник материалов 3 Всеросийской с международным участием конференции «Обучение на основе движения: целевые ориентиры, технологии, образовательные результаты» под редакцией Бояринцевой А.В. – М., ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2018. – 155 стр.
8. Реутский, С.В. Физическое развитие ребенка. Физкультурные комплексы, растущие вместе с детьми. - М.: Речь. 2009.
9. Реутский С.В. ФИЗКУЛЬТУРА ПРО ДРУГОЕ. - СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2006.
10. Физиология человека / Под редакцией В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько, Серия: Учебная литература для студентов медицинских вузов. - М.: Медицина, 2007, 654 с
11. World Health Organization [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://www.who.int/dietphysicalactivity/factsheet_recommendations/en/