Статьи от психологов Хорошколы

Психологические особенности детей 4–5 лет

Физическое развитие

Ребенок развивается, становится более вынослив. Это стимулирует и развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, перепадов в настроении становится меньше.

Общение со сверстниками

На 5 году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Сверстник становится более значим и интересен ребёнку. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Начинают складываться предпочтения по половому признаку: девочки больше играют с девочками, мальчики с мальчиками. В группе детей может возникать конкуренция.

Общение со взрослыми

Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов «Почему», «Зачем», «Для чего»? Этот возраст часто называют возрастом почемучек.

Серьезную ошибку допускает взрослый, если отмахивается от вопросов ребенка, игнорирует их, или отвечает с раздражением, торопливо и без охоты.

В результате этого ребенок может замкнуться. Задача взрослого – поддержать ребенка на данном этапе. Даже если вы затрудняетесь с ответом на вопрос, можно вместе с ребенком постараться найти его.

Если вы чего-то не знаете, то покажете ребенку, что человек не может знать всё, но главное – это желание и стремление познавать окружающий мир. В этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на ситуации, в которых их старания остаются незамеченными.

Психические процессы

Тип мышления, характерный для ребёнка в 4–5 лет – наглядно-образный.

Все его действия носят практический характер. На первом месте выступает наглядность. Увеличивается объём памяти. Повышается устойчивость внимания.

Ребёнок находит отличия и сходства между картинками, предметами. Складывает по образцу постройки (пирамидка, конструктор) без посторонней помощи. Собирает разрезанную картинку в единое целое (частей должно быть от 2 до 4). Развитие нервных процессов позволяет ребёнку выполнять одно задание в течение нескольких (хотя бы 5) минут, ни на что постороннее не отвлекаясь. Это очень важная возрастная особенность.

В этом возрасте ребенок называет обобщающим словом определённую группу предметов. Находит лишний предмет и пары.