Статьи

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Уровень подготовленности детей не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе обучения в школе дети чаще всего испытывают затруднения с овладением навыком письма: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв. Нередко встречается зеркальное письмо букв; ребёнок не различает «лево», «право», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Очень важно в дошкольном возрасте развивать механизмы, необходимые для овладения письмом. Но нужно помнить, что в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.

Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно. Занятия должны быть интересными для ребёнка, с элементами игры.

Например, очень весело и полезно устроить соревнования по запусканию волчков, собиранию мелких бусин, шариков пальцами, сложенными «щёпотью»; плести косы, шнуровать ботинки, застёгивать пуговицы, кнопки, закручивать шурупы, гайки, завязывать узелки на верёвке.

Для тренировки рук и пальцев используйте эспандер: игра «кто сильнее?» Как можно чаще играйте в игры с мячом: ребёнок должен научиться ловить мяч кистями рук, бросать одной и двумя руками, отбивать мяч от пола. Используйте мячи разного размера.

Для формирования тонко координированных графических движений полезны следующие упражнения:
  • штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки
  • раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности
  • обведение рисунка по контуру, копирование; рисование по опорным точкам
  • дорисовывание изображений
  • графические диктанты