Статьи

Советы логопеда: учим стихи правильно

«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

В. Г. Белинский

Заучивание стихов — не только отличная тренировка памяти, но и возможность научить ребёнка красиво говорить, а ещё любить и понимать поэзию. Читайте своим детям как можно больше стихов, обсуждайте поэтические образы, развивая таким образом их речь, вкус и тягу к прекрасному.

Можно ли этому научить? Да, можно.

Читая и заучивая стихи с детьми, мы решаем много задач:
– укрепление памяти;
– выработка чёткой дикции;
– овладение средствами интонационной выразительности;
– развитие творческих способностей ребёнка;
– расширение кругозора;
– воспитание нравственных качеств (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к природе, игрушкам и т. п.).

Вот несколько советов и хитростей, которые вам помогут.

Как правильно выбрать стихотворение для заучивания?

* Стихотворение должно быть доступным.
* В первую очередь, близким и понятным детям по содержанию.
* Чем меньше возраст ребёнка, тем короче строка и само стихотворение.

Детям 2 лет достаточно двух – четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7 лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребёнком интереса и уровня развития памяти.

Как учить стихи с детьми?

  • Сначала стихотворение ребёнку читает взрослый: естественно и выразительно, прочувствовав настроение. Старается вызвать у ребёнка положительный отклик на стихотворные строчки.
  • Убедитесь, все ли слова он понял. Очень трудно учить и даже проговаривать стихотворение, когда ты не понимаешь смысла некоторых слов.

Можно использовать маленькие хитрости, способные привести к быстрому запоминанию материала, опираясь на наши сенсорные системы:

– Очень часто бывает достаточно после или в момент прочтения текста дать ребёнку что-то вкусное, чтобы текст хорошо запомнился (помогает в данном случае возникающая связь между информацией и чувством удовольствия).

– Сладость можно заменить приятным запахом (в этом случае связь возникает с обонятельными ощущениями).

– Иногда необходимо, читая стихотворение, утрированно показать его ритмический рисунок. Можно использовать хлопки, топанье, различные вижения и даже крики (возникает связь информации с кинетическими ощущениями).

– Можно составить модель для запоминания в виде ряда изображений. Чем меньше ребёнок, лучше, если этот ряд не выдается готовым ребёнку, а создается по мере необходимости при предъявлении текста, то есть вводится текст – появляются картинки. Ребёнок организует в памяти связи между словом и символом.

Чем больше анализаторов будут принимать участие в запоминании, тем большая вероятность того, что ребёнок лучше запомнит текст.

– Предложите ребёнку поиграть: вы читаете стихотворение, а он договаривает концы строк. На первых порах ненавязчиво подсказывайте, проговаривайте вместе отрывки, которые пока не отложились в памяти. Чтобы сохранить интерес у детей младшего возраста, можно рассказать стихотворение для разных игрушек по очереди или от лица мишки, зайки и так далее.

Используйте разные интонации речи. Рассказывайте стихотворения по-разному (весело, грустно, скучно, как робот, очень медленно, шепотом и т.д.)

Следуя этим несложным рекомендациям, вы можете научить своего ребёнка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, сформировать ясную чёткую выразительную речь, что очень пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни.
Изображение от Freepik