Подготовка к школе – одна из основных задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В понятие «готовность к школе» входят многие составляющие – готовность физиологическая, интеллектуальная, социальная, эмоциональная и другие. Все составляющие тесно взаимосвязаны и недостатки в формировании любой из них сказывается на успешности обучения.
Мотивационная готовность к школе — это показатель, определяющий уровень стремления ходить в школу, понимания школьных правил и степень их принятия.
«Хочешь ли ты пойти в школу?» – этот вопрос один из важнейших.
Дети, приближающиеся к 7-летнему возрасту или уже перешагнувшие этот рубеж, чаще отвечают: «Да», а многие прибавляют: «Очень». Почему они хотят за парту? Ответы самые разные: «Чтобы стать взрослым», «Чтобы получить много знаний», «Чтобы быстрее пойти работать».
Если же звучит отрицательный ответ, это должно насторожить, особенно когда ребенку по возрасту положено идти в школу. Иногда нежелание идти в школу связано с неуверенностью в себе: «Задания слишком сложные», «Я не смогу там правильно ответить».
Мотивационная готовность к школе — это показатель, определяющий уровень стремления ходить в школу, понимания школьных правил и степень их принятия.
«Хочешь ли ты пойти в школу?» – этот вопрос один из важнейших.
Дети, приближающиеся к 7-летнему возрасту или уже перешагнувшие этот рубеж, чаще отвечают: «Да», а многие прибавляют: «Очень». Почему они хотят за парту? Ответы самые разные: «Чтобы стать взрослым», «Чтобы получить много знаний», «Чтобы быстрее пойти работать».
Если же звучит отрицательный ответ, это должно насторожить, особенно когда ребенку по возрасту положено идти в школу. Иногда нежелание идти в школу связано с неуверенностью в себе: «Задания слишком сложные», «Я не смогу там правильно ответить».
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
Для формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе важно:
- положительных представлений о школе, учителе и учебной деятельности;
- желания учиться в школе, чтобы узнать много нового;
- сформированной позиции школьника.
Для формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе важно:
- Поддерживать стремления ребёнка познавать новое, отвечать на все его «почему», вызывать чувство удивления, и даже в знакомом явлении показывать новизну;
- Поддерживать ребенка в его начинаниях и всегда находить время для общения с ним;
- Создавать условия для достижения успеха в какой-то сфере детского интереса. Стараться в каждом деле ребенка найти то, за что можно было бы его похвалить;
- Сравнивать достижения ребенка за определенный период (а не с достижениями других детей), например: на этой неделе выполнить задание получилось быстрее, аккуратнее и т.п.;
- Оформить уголок школьника: стол письменный со всеми принадлежностями, где он может выполнять домашнее задание, рисовать, лепить;
- Чтобы не пропадал интерес к деятельности у ребенка, ставить краткосрочные цели и задачи;
- Поддерживать стремление ребенка доводить начатое дело до конца;
- Проводить беседы, направленные на создание у ребёнка правильного отношения к школе (всё, что говорится в семье о школе, о её роли в подготовке к будущей профессии, должно вызывать положительное эмоциональное отношение). Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала у ребёнка живой отклик, чувство радости, сопереживания. Следует в беседе с детьми обращать внимание на то, что школа – это не только новый портфель и красивые тетрадки с обложками, намного интереснее то, чем занимаются дети в школе.
- Ввести в практику обсуждение с ребенком тех правил и норм, с которыми он встретится в школе. Объяснять их необходимость и целесообразность.
- Поделиться своими воспоминаниями о времени обучения в школе (здесь могут помочь фотографии, грамоты, связанные со школьными годами);
- Чтение детских книг про школу, жизнь школьников;
- Поощрение ролевых игр, связанных со школой; любых игр с правилами (подвижных и настольных).