В современном мире, где информация меняется быстрее, чем успевают обновляться учебники, школа уже давно перестала быть местом, где ученики просто заучивают факты и формулы. Сегодня образование направлено на развитие не только hard, но и soft skills. В Хорошколе на каждом предмете уделяется внимание формированию навыков критического мышления, развитию самостоятельности, проактивности и способности к решению сложных задач. Одним из важнейших инструментов для достижения этих целей является проектная деятельность.
Проект – это комплексный подход к обучению, который включает в себя постановку цели, планирование действий, выполнение работы и анализ результатов. В отличие от традиционного обучения, при котором учитель объясняет материал, а ученик его запоминает и воспроизводит, работа над проектом требует активного участия ученика и его самостоятельности: ученик сам выбирает тему, определяет задачи, формирует команду, ищет информацию в различных источниках, решает проблемы, оформляет результаты и представляет их на защите.
Проектная деятельность является обязательной для учащихся 4 классов, а также в средней и старшей школе. То есть за время обучения в школе ребёнок выполнит как минимум три проекта, один из которых (за 10–11 класс) будет индивидуальным.
Проектная деятельность – это не только обязательная часть программы, но и прекрасная возможность развить навыки, которые будут необходимы в дальнейшей жизни. Школа – это место для проб и ошибок, а работа над проектом – отличная возможность примерить на себя новые роли и обрести бесценный опыт.
Зачем нужны проекты в школе?
Развитие критического мышления.
При работе над проектом хорошкольники учатся анализировать информацию, выделять главное, сопоставлять разные точки зрения и делать выводы. В современном мире навык критического мышления особенно важен, так как ежедневно мы получаем и обрабатываем огромное количество информации, но не всему сказанному и написанному можно доверять.
Формирование самостоятельности.
Проектная деятельность учит принимать решения, нести ответственность за свои действия и оценивать их последствия. Ученик становится хозяином своего времени и ресурсов, что помогает развивать навыки планирования, тайм-менеджмента, а также целеустремлённость. Конечно, ученики работают над проектами не совсем одни, а с помощью проектных наставников, но роль педагога в проектной деятельности больше похожа на навигатора и мотиватора, а не на строгого контролёра процесса.
Умение работать в команде.
Мы рекомендуем хорошкольникам до 10 класса работать над командными проектами, так как именно совместная работа помогает развить навыки коммуникации, сотрудничества и лидерства. Работая вместе для достижения общего результата, хорошкольники учатся слушать друг друга, уважать чужое мнение и находить компромиссные решения.
Практическое применение знаний.
Проекты позволяют связывать теорию с практикой, применять полученные знания в реальной жизни. Например, при создании модели сердца человека или проведении эксперимента по созданию леденцов с йодом учащиеся видят, как знания биологии и химии могут быть применены на практике. Многие именно в процессе проектной деятельности до конца понимают, зачем на уроках изучались определённые темы.
Разнообразие форматов.
Проекты могут быть представлены в виде презентаций, видеороликов, веб-сайтов, научных статей, макетов и даже театральных постановок. Это позволяет каждому ученику выбрать тот формат, который наиболее соответствует его интересам и склонностям. Начиная с 8 класса мы рекомендуем ученикам выбирать темы проектов, соотносящиеся с их профилем обучения, но и здесь есть где разгуляться фантазии. Например, создавая выставку, можно обратиться к экологической повестке, работая над театральной постановкой, – учесть профильный интерес и продумать сценарий, включающий в себя научные факты.
Повышение мотивации.
Работа над проектом часто вызывает у школьников интерес и желание узнать больше о выбранной теме. Это особенно важно для учеников, которые испытывают трудности с мотивацией в традиционном учебном процессе. У многих интерес к предмету усиливается именно после работы над проектом, например исследования по биологии, выполненные в учебных экспедициях, могут стать фундаментом для дальнейшего изучения предмета.
Подготовка к будущему.
Современный мир требует от всех нас умения быстро адаптироваться к изменениям, решать сложные задачи и работать в командах. Проектная деятельность помогает хорошкольникам развивать эти качества ещё до поступления в вуз или начала карьеры. Это своеобразная проба реального действия в безопасных и знакомых школьных условиях.
Как родители могут помочь своим детям в работе над проектом?
Несмотря на то, что проект предполагает высокую степень самостоятельности ученика, помощь и поддержка родителей могут быть очень полезны, особенно если у ребёнка раньше не было подобного опыта. Как поддержать ребёнка в работе над проектом?
Интересуйтесь проектами.
Спрашивайте, над чем он работает в школе, какие задачи перед ним стоят, какие трудности возникают, удалось ли ему найти проектного наставника и собрать команду. Это поможет лучше понять интересы и потребности ребёнка, а может быть даже посмотреть на него с другой стороны, например, если ребёнок всегда интересовался физикой, а проект делает на историческую тему.
Поддерживайте инициативу.
Если ребёнок предлагает свою идею проекта, поддержите её, даже если она кажется вам слишком тривиальной или наоборот очень сложной. Важно, чтобы ребёнок чувствовал поддержку и веру в его силы.
Помогайте, но не делайте проекты за детей.
Родители могут предложить помощь в поиске информации, организации рабочего процесса или проверке результатов. Также помощь родителей потребуется, когда ребёнок будет готовиться к защите проекта. Предложите рассказать о своём проекте вам, задавайте вопросы о нём так, как будто сидите в жюри. Это поможет ученику чувствовать себя увереннее на защите. Однако важно помнить, что проект – это работа ученика, и он должен самостоятельно пройти все этапы его выполнения. Если вам кажется, что работа стоит на месте, ученик потерял мотивацию, либо вы замечаете сложности в командной работе, лучше всего уточнить, на какой стадии проект и нужна ли какая-то помощь у проектного наставника.
Обсуждайте результаты.
После завершения проекта обсудите с ребёнком, что получилось хорошо, а что можно было бы сделать лучше. По возможности посетите защиту проекта, отметьте сильные стороны, похвалите и дайте свою обратную связь в позитивном ключе. Ребёнку важно услышать как можно больше отзывов о проделанной работе, это поможет научиться анализировать свои успехи и ошибки.
Проектная деятельность в школе – это не просто модное веяние, а необходимый элемент современного образования. Она помогает учащимся развить важные жизненные навыки, подготовиться к будущим вызовам и найти своё место в обществе. Важно поддерживать учеников в работе над их первыми школьными проектами и помогать им раскрывать свой потенциал.
Автор статьи:
Мария Ивановна Рабеко Руководитель кафедры проектной деятельности