Хорошие смыслы

Зачем в школе учиться делать проекты?

В современном мире, где информация меняется быстрее, чем успевают обновляться учебники, школа уже давно перестала быть местом, где ученики просто заучивают факты и формулы. Сегодня образование направлено на развитие не только hard, но и soft skills. В Хорошколе на каждом предмете уделяется внимание формированию навыков критического мышления, развитию самостоятельности, проактивности и способности к решению сложных задач. Одним из важнейших инструментов для достижения этих целей является проектная деятельность.

Проект – это комплексный подход к обучению, который включает в себя постановку цели, планирование действий, выполнение работы и анализ результатов. В отличие от традиционного обучения, при котором учитель объясняет материал, а ученик его запоминает и воспроизводит, работа над проектом требует активного участия ученика и его самостоятельности: ученик сам выбирает тему, определяет задачи, формирует команду, ищет информацию в различных источниках, решает проблемы, оформляет результаты и представляет их на защите.

Проектная деятельность является обязательной для учащихся 4 классов, а также в средней и старшей школе. То есть за время обучения в школе ребёнок выполнит как минимум три проекта, один из которых (за 10–11 класс) будет индивидуальным.

Проектная деятельность – это не только обязательная часть программы, но и прекрасная возможность развить навыки, которые будут необходимы в дальнейшей жизни. Школа – это место для проб и ошибок, а работа над проектом – отличная возможность примерить на себя новые роли и обрести бесценный опыт.

Зачем нужны проекты в школе?

  • Развитие критического мышления.
При работе над проектом хорошкольники учатся анализировать информацию, выделять главное, сопоставлять разные точки зрения и делать выводы. В современном мире навык критического мышления особенно важен, так как ежедневно мы получаем и обрабатываем огромное количество информации, но не всему сказанному и написанному можно доверять.

  • Формирование самостоятельности.
Проектная деятельность учит принимать решения, нести ответственность за свои действия и оценивать их последствия. Ученик становится хозяином своего времени и ресурсов, что помогает развивать навыки планирования, тайм-менеджмента, а также целеустремлённость. Конечно, ученики работают над проектами не совсем одни, а с помощью проектных наставников, но роль педагога в проектной деятельности больше похожа на навигатора и мотиватора, а не на строгого контролёра процесса.

  • Умение работать в команде.
Мы рекомендуем хорошкольникам до 10 класса работать над командными проектами, так как именно совместная работа помогает развить навыки коммуникации, сотрудничества и лидерства. Работая вместе для достижения общего результата, хорошкольники учатся слушать друг друга, уважать чужое мнение и находить компромиссные решения.

  • Практическое применение знаний.
Проекты позволяют связывать теорию с практикой, применять полученные знания в реальной жизни. Например, при создании модели сердца человека или проведении эксперимента по созданию леденцов с йодом учащиеся видят, как знания биологии и химии могут быть применены на практике. Многие именно в процессе проектной деятельности до конца понимают, зачем на уроках изучались определённые темы.

  • Разнообразие форматов.
Проекты могут быть представлены в виде презентаций, видеороликов, веб-сайтов, научных статей, макетов и даже театральных постановок. Это позволяет каждому ученику выбрать тот формат, который наиболее соответствует его интересам и склонностям. Начиная с 8 класса мы рекомендуем ученикам выбирать темы проектов, соотносящиеся с их профилем обучения, но и здесь есть где разгуляться фантазии. Например, создавая выставку, можно обратиться к экологической повестке, работая над театральной постановкой, – учесть профильный интерес и продумать сценарий, включающий в себя научные факты.

  • Повышение мотивации.
Работа над проектом часто вызывает у школьников интерес и желание узнать больше о выбранной теме. Это особенно важно для учеников, которые испытывают трудности с мотивацией в традиционном учебном процессе. У многих интерес к предмету усиливается именно после работы над проектом, например исследования по биологии, выполненные в учебных экспедициях, могут стать фундаментом для дальнейшего изучения предмета.

  • Подготовка к будущему.
Современный мир требует от всех нас умения быстро адаптироваться к изменениям, решать сложные задачи и работать в командах. Проектная деятельность помогает хорошкольникам развивать эти качества ещё до поступления в вуз или начала карьеры. Это своеобразная проба реального действия в безопасных и знакомых школьных условиях.

Как родители могут помочь своим детям в работе над проектом?

Несмотря на то, что проект предполагает высокую степень самостоятельности ученика, помощь и поддержка родителей могут быть очень полезны, особенно если у ребёнка раньше не было подобного опыта. Как поддержать ребёнка в работе над проектом?

  • Интересуйтесь проектами.
Спрашивайте, над чем он работает в школе, какие задачи перед ним стоят, какие трудности возникают, удалось ли ему найти проектного наставника и собрать команду. Это поможет лучше понять интересы и потребности ребёнка, а может быть даже посмотреть на него с другой стороны, например, если ребёнок всегда интересовался физикой, а проект делает на историческую тему.

  • Поддерживайте инициативу.
Если ребёнок предлагает свою идею проекта, поддержите её, даже если она кажется вам слишком тривиальной или наоборот очень сложной. Важно, чтобы ребёнок чувствовал поддержку и веру в его силы.

  • Помогайте, но не делайте проекты за детей.
Родители могут предложить помощь в поиске информации, организации рабочего процесса или проверке результатов. Также помощь родителей потребуется, когда ребёнок будет готовиться к защите проекта. Предложите рассказать о своём проекте вам, задавайте вопросы о нём так, как будто сидите в жюри. Это поможет ученику чувствовать себя увереннее на защите. Однако важно помнить, что проект – это работа ученика, и он должен самостоятельно пройти все этапы его выполнения. Если вам кажется, что работа стоит на месте, ученик потерял мотивацию, либо вы замечаете сложности в командной работе, лучше всего уточнить, на какой стадии проект и нужна ли какая-то помощь у проектного наставника.

  • Обсуждайте результаты.
После завершения проекта обсудите с ребёнком, что получилось хорошо, а что можно было бы сделать лучше. По возможности посетите защиту проекта, отметьте сильные стороны, похвалите и дайте свою обратную связь в позитивном ключе. Ребёнку важно услышать как можно больше отзывов о проделанной работе, это поможет научиться анализировать свои успехи и ошибки.
Проектная деятельность в школе – это не просто модное веяние, а необходимый элемент современного образования. Она помогает учащимся развить важные жизненные навыки, подготовиться к будущим вызовам и найти своё место в обществе. Важно поддерживать учеников в работе над их первыми школьными проектами и помогать им раскрывать свой потенциал.

Автор статьи:
Мария Ивановна Рабеко
Руководитель кафедры проектной деятельности