Период 6–7 лет — переходный от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. В это время формируются предпосылки учебной деятельности (умения слушать и слышать педагога, действовать по образцу, использовать полученные знания для решения аналогичных задач, устанавливать причинно-следственные связи).
Появляется «внутренний план действий», который позволяет ребенку оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном варианте.
Постепенно совершенствуется волевая сфера ребенка.
Он учится соподчинять мотивы («сначала надо заштриховать картинку, потом можно поиграть в солдатиков»), ставить перед собой цели и достигать их, придерживаться норм культуры поведения и общения. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
У ребенка 6–7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей.
Значимым в самосознании ребенка, его восприятии образа «Я», становится способность к рефлексии, то есть способность анализировать собственные действия, цели и полученные результаты, а также осознавать свои переживания, чувства и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
Ребенок способен удерживать в сознании негативные и положительные оценки.
Он испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, и смущение, неловкость, когда нарушает правила. Появляется чувство стыда.
Ведущей потребностью дошкольника становится общение, как со сверстниками, так и со взрослыми.
Дети начинают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения – в общении и взаимодействии они стремятся проявить себя, привлечь внимание других.
Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра.
Особенность игры этого возраста в том, что дети начинают осваивать и проигрывать сложные взаимодействия людей, основные жизненные ситуации из окружающего мира. При этом дети способны полностью отслеживать все игровое поле, всех участников игры и изменять свое поведение или роль в зависимости от необходимых игровых действий.
Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов.
Внимание.
Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.
Память.
К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.
Развитие мышления.
К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
Развитие воображения.
Идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.
В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно-грамматические конструкции.
Появляется «внутренний план действий», который позволяет ребенку оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном варианте.
Постепенно совершенствуется волевая сфера ребенка.
Он учится соподчинять мотивы («сначала надо заштриховать картинку, потом можно поиграть в солдатиков»), ставить перед собой цели и достигать их, придерживаться норм культуры поведения и общения. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
У ребенка 6–7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей.
Значимым в самосознании ребенка, его восприятии образа «Я», становится способность к рефлексии, то есть способность анализировать собственные действия, цели и полученные результаты, а также осознавать свои переживания, чувства и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
Ребенок способен удерживать в сознании негативные и положительные оценки.
Он испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, и смущение, неловкость, когда нарушает правила. Появляется чувство стыда.
Ведущей потребностью дошкольника становится общение, как со сверстниками, так и со взрослыми.
Дети начинают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения – в общении и взаимодействии они стремятся проявить себя, привлечь внимание других.
Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра.
Особенность игры этого возраста в том, что дети начинают осваивать и проигрывать сложные взаимодействия людей, основные жизненные ситуации из окружающего мира. При этом дети способны полностью отслеживать все игровое поле, всех участников игры и изменять свое поведение или роль в зависимости от необходимых игровых действий.
Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов.
Внимание.
Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.
Память.
К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.
Развитие мышления.
К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
Развитие воображения.
Идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.
В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно-грамматические конструкции.