Хорошие смыслы

Современные методики определения уровня языка и процедура оценки на международных экзаменах

В современном мире владение иностранным языком становится неотъемлемой частью образования уже с самого раннего возраста. Определение уровня владения языком – отправная точка в его изучении. Продуктивная работа преподавателя и учащегося строится на корректном выборе уровня, на базе которого будет составляться курс.

В настоящее время для определения уровня владения европейскими языками, к которым относятся английский, испанский, французский, немецкий и итальянский, принято использовать систему уровней владения иностранным языком CEFR (Common European Framework of Reference): A1, A2 – базовые уровни, B1, B2 – пороговые уровни, C1, C2 – продвинутые уровни.

CEFR используется для оценки владения именно европейскими языками, а HSK – китайским. CEFR оценивает говорение, понимание, чтение и письмо. HSK делится на 6 уровней и фокусируется на иероглифах, грамматике, аудировании и чтении.

Главные различия: CEFR ориентирован на коммуникативные навыки, HSK – на знание иероглифов. CEFR применяется в международном контексте, HSK – для учёбы и работы в Китае. HSK традиционно использует запоминание, но современные методики включают и разговорную практику.

Обе системы помогают оценивать языковые навыки, но сравнение их уровней затруднено из-за различий в языке и культуре.
Уровневый подход к обучению является наиболее подходящим для качественного изучения иностранных языков. Такая система предполагает, что ученик, вне зависимости от класса, проходит материал, находящийся в зоне его ближайшего развития. Таким образом, достигается оптимальный уровень владения языком в комфортном темпе и на материалах, соответствующих интересам. Этот подход берётся за основу изучения иностранных языков в Хорошколе с дошкольного отделения.
В начале каждого учебного года ученики пишут распределительный тест, основанный на критериях CEFR для проверки текущего уровня владения изучаемыми языками. Тест включает в себя проверку лексико-грамматических навыков, чтения и письма. В рамках курса вторых иностранных языков тест пишется со второго года обучения.

Почему важно изучать не только английский, но и второй иностранный язык?

  • Во-первых, изучение второго иностранного языка способствует развитию у учеников понимания культурных особенностей других народов, их традиций и обычаев, осознанию, что мир многогранен и разнообразен.

  • Во-вторых, исследования показывают, что изучение двух и более иностранных языков положительно влияет на развитие когнитивных функций мозга: ученики, знающие несколько языков, демонстрируют лучшую память, способность к анализу информации и критическому мышлению. Изучение второго иностранного языка часто способствует улучшению знаний первого. Когда ученики сталкиваются с новыми языковыми структурами и лексикой, они начинают лучше понимать общие принципы построения языка, что помогает им глубже освоить первый иностранный язык.
Важно отметить, что владение вторым иностранным языком значительно расширяет карьерные перспективы выпускников школ.

Международные экзамены

В Хорошколе учащимся предлагается сдать международный экзамен для подтверждения их уровня языка. На кафедре иностранных языков есть преподаватели, сертифицированные для приёма международных экзаменов, которые могут помочь ребятам познакомиться со структурой испытаний и подготовиться к их сдаче.
Хорошкольники могут подтвердить свой уровень языка, сдав международный экзамен, основанный на системе CEFR. В английском языке это Кембриджские экзамены: A2 Key (KET), B1 Preliminary (PET), B2 First (FCE), C1 Advanced (CAE), C2 Proficiency (CPE) – сертификаты не имеют срока действия.
Также есть сертификаты сроком действия 2 года. Например, TOEFL (Test of English as a Foreign Language).

По другим европейским языкам возможна сдача международных экзаменов с получением бессрочных сертификатов: в испанском – DELE, в немецком – Goethe Zertifikat, в итальянском – PLIDA, во французском – DELF. Для китайского языка таким экзаменом становится HSK.

Важно отметить, что для хорошкольников младшего возраста предусмотрены адаптированные версии международных экзаменов. Формат проведения, типы заданий и сертификаты аналогичны таковым во взрослых версиях. Единственное отличие – тематика и содержание текстов и заданий, которые ориентированы на возраст, интересы и опыт школьников. Так, в испанском, итальянском и немецком языках есть экзамены для школьников (от 10 лет), а во французском и английском языках есть даже версии для детей младшего школьного возраста.
Уже в начальной школе ребята могут сдать Cambridge YLE (Young Learners). Экзамен направлен на оценку основных языковых навыков – чтения, письма, аудирования и говорения – в игровой и дружелюбной атмосфере. Этот экзамен не только помогает детям подтвердить уровень языка, но и развивает уверенность в себе, повышает мотивацию к учёбе и формирует позитивное отношение к изучению иностранных языков.

Процедура оценки на международных экзаменах

Международные экзамены состоят из четырёх частей: аудирование, чтение, письмо и говорение. Каждая часть экзамена адаптирована под возраст и уровень подготовки обучающихся, чтобы создать комфортные условия для успешной сдачи.

  • Аудирование: на этом этапе обучающиеся слушают аудиозаписи и выполняют задания.

  • Чтение: эта часть экзамена включает в себя чтение текстов и выполнение связанных с ними заданий.

  • Говорение: во время этого этапа участники общаются с экзаменатором, отвечая на вопросы, рассказывая о своих интересах и участвуя в диалогах.

  • Письмо: в зависимости от уровня учащегося требуется написать текст, соответствующий уровню экзамена: это может быть письмо, статья, эссе и другие.

Современные учебники рассчитаны на подготовку к международным экзаменам, и на уроках иностранных языков часто выполняются похожие задания. Однако, международный экзамен требует отдельной подготовки.

Международные экзамены – это не только проверка знаний, но и отличная возможность для ребёнка поставить перед собой амбициозную цель и достичь её. Подготовка к экзамену помогает систематизировать знания, улучшить языковые навыки и повысить уверенность в себе. А сертификат станет весомым плюсом в будущем – будь то учёба, работа или путешествия.

Авторы статьи:
Екатерина Юрьевна Волкова
Учитель испанского языка

Мария Сергеевна Савенко
Учитель английского языка

Анастасия Михайловна Скрипченко
Учитель французского языка