Фонематическим слухом называют способность отличать одни звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова.
При несформированности фонематического слуха ребёнок воспринимает, запоминает, повторяет не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Для детей очень важно развивать слуховое внимание и фонематический слух, так как это важные составные успешного освоения грамоты, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребёнка в течение нескольких лет после рождения.
Фонематический слух помогут развить игры, в которые можно поиграть дома.
Приведённые далее игры просты и понятны, не требуют временных затрат. Они окажут существенное влияние на формирование правильного звукопроизношения, развития слухового внимания, фонематического слуха у ваших детей.
Услышишь – хлопни Взрослый произносит ряд звуков, а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.
Придумай слова на заданный звук Взрослый просит придумать 3-4 cлова на заданный звук.
Назови первый звук в слове Взрослый называет слово, а ребёнок называет первый звук в слове.
Назови последний звук в слове Взрослый называет слово, а ребёнок определяет, на какой звук слово заканчивается. Важно придумывать слова с чётко звучащим звуком, написание которого не расходилось бы с произношением.
Подскажи словечко Прочитайте ребёнку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Наша Таня громко плачет…») При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребёнку самому сказать недостающие слова.
Прятки Ребёнок выходит из комнаты, взрослый прячет громко тикающий будильник. По возвращении ребёнок должен прислушаться и определить, в каком месте он спрятан.
Где звенит? Ребёнок закрывает глаза, а взрослый звенит колокольчиком из разных мест комнаты. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаза, рукой показать направление.