Психологи детского сада Хорошколы рассказали про три основных вида мышления, которые последовательно друг за другом развиваются у детей.
1. Первым развивается наглядно-действенное мышление (от 6-7 месяцев до 3 лет).
Для его развития, как правило, не требуется проводить каких-либо дополнительных занятий. Оно формируется самостоятельно, когда ребёнок исследует мир вокруг себя.
Ребёнок «мыслит руками», исследуя свойства каждого предмета.
На этом этапе основная задача родителей – не мешать стремлению маленького исследователя опробовать все своими руками, несмотря на то что в процессе своих действий малыш может что-то сломать, разбить, повредить. Поэтому важно поощрять его желание познавать, при этом не забывая о мерах безопасности.
Хорошо помогают развивать такой тип мышления: сортеры, конструкторы, наборы для прикладной деятельности, занятия с разными материалами: сыпучим песком, крупами, водой, снегом.
1. Первым развивается наглядно-действенное мышление (от 6-7 месяцев до 3 лет).
Для его развития, как правило, не требуется проводить каких-либо дополнительных занятий. Оно формируется самостоятельно, когда ребёнок исследует мир вокруг себя.
Ребёнок «мыслит руками», исследуя свойства каждого предмета.
На этом этапе основная задача родителей – не мешать стремлению маленького исследователя опробовать все своими руками, несмотря на то что в процессе своих действий малыш может что-то сломать, разбить, повредить. Поэтому важно поощрять его желание познавать, при этом не забывая о мерах безопасности.
Хорошо помогают развивать такой тип мышления: сортеры, конструкторы, наборы для прикладной деятельности, занятия с разными материалами: сыпучим песком, крупами, водой, снегом.
2. Следующим формируется наглядно-образное мышление (от 4 до 7 лет).
К изучению мира руками добавляется система образов, запечатленных в памяти. Это означает, что ребёнок может наглядно воспроизвести уже знакомый ему предмет.
Именно этот вид мышления помогает активизировать творческий потенциал. Тот, у кого образное мышление находится на более высоком уровне, способен мыслить быстрее.
Какие игры и задания помогут развитию наглядно-образного мышления?
К изучению мира руками добавляется система образов, запечатленных в памяти. Это означает, что ребёнок может наглядно воспроизвести уже знакомый ему предмет.
Именно этот вид мышления помогает активизировать творческий потенциал. Тот, у кого образное мышление находится на более высоком уровне, способен мыслить быстрее.
Какие игры и задания помогут развитию наглядно-образного мышления?
- Игра «На что похоже?» (изображение, фигура, лужа, облако и т.д.);
- Дорисовывание целого предмета из половины или части;
- Игры, в которых нужно ориентироваться на образец;
- Пазлы/разрезные картинки;
- Упражнение на поиск закономерности: «Продолжи ряд», «Найди недостающий элемент» и т.д.;
- Лабиринты;
- «Нелепицы».
3. Словесно-логическое мышление начинает формироваться в 5-7 лет и продолжает свое развитие уже в начальной школе.
Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.
К средствам словесно-логического мышления относятся мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстракция.
Словесно-логическое мышление является сложной высшей формой мышления, и поэтому к его развитию нужно подходить комплексно, не забывая про каждую мыслительную операцию.
Развитие словесно-логического мышления происходит через следующие задания:
Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.
К средствам словесно-логического мышления относятся мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстракция.
Словесно-логическое мышление является сложной высшей формой мышления, и поэтому к его развитию нужно подходить комплексно, не забывая про каждую мыслительную операцию.
Развитие словесно-логического мышления происходит через следующие задания:
- Исключение предметов, понятий (напр., «Четвертый лишний»);
- Понимание переносного смысла пословиц, поговорок, метафор;
- Систематизация слов, изображений по определенному признаку;
- Обобщение предметов - «Назови одним словом»;
- Задачи на сравнение: «Что общего, чем отличается?»;
- Работа с антонимами («Скажи наоборот», «Найди противоположность»);
- Вербальные аналогии и ассоциации;
- Установление закономерности в ряду событий и явлений;
- Установление последовательности событий и составление рассказов по серии картин;
- Составление целого из частей;
- Составление фигур и изображений по образцу;
- Сравнение пар слов, предметов, явлений;
- Поиск отличий в изображениях;
- Классификации предметов по нескольким признакам;
- Узнавание предметов по заданным признакам.
Развивайте все эти виды мышления в свое время, и тогда ребёнок будет развиваться гармонично, без лишней нагрузки на нервную систему.