Статьи

Мышление у детей дошкольного возраста

Психологи детского сада Хорошколы рассказали про три основных вида мышления, которые последовательно друг за другом развиваются у детей.

1. Первым развивается наглядно-действенное мышление (от 6-7 месяцев до 3 лет).

Для его развития, как правило, не требуется проводить каких-либо дополнительных занятий. Оно формируется самостоятельно, когда ребёнок исследует мир вокруг себя.

Ребёнок «мыслит руками», исследуя свойства каждого предмета.

На этом этапе основная задача родителей – не мешать стремлению маленького исследователя опробовать все своими руками, несмотря на то что в процессе своих действий малыш может что-то сломать, разбить, повредить. Поэтому важно поощрять его желание познавать, при этом не забывая о мерах безопасности.

Хорошо помогают развивать такой тип мышления: сортеры, конструкторы, наборы для прикладной деятельности, занятия с разными материалами: сыпучим песком, крупами, водой, снегом.
2. Следующим формируется наглядно-образное мышление (от 4 до 7 лет).

К изучению мира руками добавляется система образов, запечатленных в памяти. Это означает, что ребёнок может наглядно воспроизвести уже знакомый ему предмет.

Именно этот вид мышления помогает активизировать творческий потенциал. Тот, у кого образное мышление находится на более высоком уровне, способен мыслить быстрее.

Какие игры и задания помогут развитию наглядно-образного мышления?
  • Игра «На что похоже?» (изображение, фигура, лужа, облако и т.д.);
  • Дорисовывание целого предмета из половины или части;
  • Игры, в которых нужно ориентироваться на образец;
  • Пазлы/разрезные картинки;
  • Упражнение на поиск закономерности: «Продолжи ряд», «Найди недостающий элемент» и т.д.;
  • Лабиринты;
  • «Нелепицы».
Фото Freepik
3. Словесно-логическое мышление начинает формироваться в 5-7 лет и продолжает свое развитие уже в начальной школе.

Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.

К средствам словесно-логического мышления относятся мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстракция.

Словесно-логическое мышление является сложной высшей формой мышления, и поэтому к его развитию нужно подходить комплексно, не забывая про каждую мыслительную операцию.

Развитие словесно-логического мышления происходит через следующие задания:
  • Исключение предметов, понятий (напр., «Четвертый лишний»);
  • Понимание переносного смысла пословиц, поговорок, метафор;
  • Систематизация слов, изображений по определенному признаку;
  • Обобщение предметов - «Назови одним словом»;
  • Задачи на сравнение: «Что общего, чем отличается?»;
  • Работа с антонимами («Скажи наоборот», «Найди противоположность»);
  • Вербальные аналогии и ассоциации;
  • Установление закономерности в ряду событий и явлений;
  • Установление последовательности событий и составление рассказов по серии картин;
  • Составление целого из частей;
  • Составление фигур и изображений по образцу;
  • Сравнение пар слов, предметов, явлений;
  • Поиск отличий в изображениях;
  • Классификации предметов по нескольким признакам;
  • Узнавание предметов по заданным признакам.
Фото Freepik
Развивайте все эти виды мышления в свое время, и тогда ребёнок будет развиваться гармонично, без лишней нагрузки на нервную систему.
Фото Freepik