Статьи от психологов Хорошколы

Возрастные особенности детей 5–6 лет

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.

Дети 5-6 лет могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Происходит постепенный переход к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте еще нужен внешний контроль – со стороны товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, потом каждый себя.

Существенно меняется представление ребенка о себе, его образе «Я».

После 5 лет у ребенка начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать. Этот процесс имеет специфические формы. Так ребенок обычно просто хочет быть похожим на любимого персонажа, может воображать себя этим персонажем.

Дети начинают переходить к неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний.

Ребенок стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредотачиваться на том, что ему не интересно.

В 5–6 лет у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). Начиная осознавать половые различия, ребенок может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.

Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

В этом возрасте ребенку интересно все, что связанно с окружающим миром, расширяется кругозор. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или придумывает версии.

Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребенок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках; может сопоставить между собой по величине большое количество предметов.

Ведущая познавательна функция – воображение. Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 10–12 мин.

Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).

В 5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи, в уме совершать преобразование объекта. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. Совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления.

Для полноценного развития старшего дошкольника необходимо:
  • Уважать фантазии ребенка и поддерживать его стремление самовыражаться. Важно различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.
  • Поощрять его желание общаться со сверстниками, помогая своему ребенку только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее.
  • Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.
  • По возможности не пугаться и не уходить от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя.
  • Помогать справляться со страхами, выслушивать ребенка, поддерживать его.