Статьи

Кто такой меценат?

В этом учебном модуле звонками в гимназии Хорошколы будут служить мелодии, созданные или впервые прозвучавшие в России благодаря поддержке промышленников и предпринимателей появившегося круга меценатов.

В этой статье мы расскажем вам о некоторых выдающихся личностях. Результат их благотворительной деятельности виден нам и сегодня.
Картина 1743 г художника Джованни Баттиста Тьеполо, «Меценат представляет императору Августу свободные искусства»
Слово «меценат», изначально бывшее именем конкретного человека, стало обозначением сути благотворительной деятельности, оказания поддержки и помощи творцам в области искусства.

В 1880–1910 гг. в Российской империи произошел «взрыв» во всех областях культуры. В это время благотворительность была широко распространена среди предпринимателей. При такой поддержке выпускались журналы, создавались кружки и общества, музыкальные Гостиные, галереи, музеи, театры и даже гастролирующие балеты.

Концентрируя финансовые средства, получаемые за счет успешной торговой или промышленной деятельности, многие русские предприниматели с конца XIX века использовали их в благотворительных целях. В тот период большинство этих меценатов были покровителями искусства.

Открывшие России и миру творчество коллективов и отдельных гениев, создавшие необходимые материальные условия, поддержавшие технические изыскания для того, что мы сейчас называем «шоу», разработавшие проекты и построившие здания для театров и музеев. Эти уникальные люди на самом деле вкладывали силы и средства в культуру, в будущее своей страны, в новый уровень понимания смыслов и цели человеческой жизни.
Меценат Савва Мамонтов (1841–1918)
Покровителем русского искусства, театра и музыки был Савва Иванович Мамонтов.

Сын купца 1-й гильдии Ивана Мамонтова учился в Петербургском Горном институте, затем на юридическом факультете Московского университета. Был главным акционером общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, Товарищества Невского механического завода и общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов.

В «мамонтовский кружок» в Абрамцево в 1870–1890 годах входили художник и архитектор Гартман, скульптор Антокольский, искусствовед Прахов, художники Левитан, Неврев, Репин, братья Васнецовы, Врубель, Серов, Поленов, Коровин.

В Абрамцево открыли общеобразовательную школу для крестьянских детей, были основаны художественные мастерские: столярные (с нее начинается история Абрамцевского художественного училища имени В.М.Васнецова) и гончарные, где работал Врубель, и которые дали русскому искусству высочайшие образцы керамики. Для Врубеля же Мамонтов построил на Нижегородской ярмарке павильон.

В 1885 году Мамонтов на свои средства основал Московскую частную русскую оперу (существовала до осени 1904 года), утверждавшую новые принципы в оперно-театральном искусстве, реалистический тип оперного спектакля. Он участвовал в её финансировании, выработке эстетической концепции, привлекал к оформлению спектаклей художников своего кружка. На сцене оперы выступал молодой Федор Шаляпин, здесь были поставлены специально написанные для нее Римским-Корсаковым «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане».
Благотворитель Митрофан Петрович Беляев (1836–1903)
В истории русской музыки Митрофан Петрович занимает одно из почетных мест. Купец, лесопромышленник, меценат, музыкант, с 1884 г. Беляев учредил ежегодные «глинковские премии» для русских композиторов, основал собственное нотное издательство в Лейпциге. Это издательство располагало передовой техникой и за короткий срок стало одним из лучших в мире нотных издательств, будивших интерес и внимание к русской музыке. Дело нотоиздательства, организация концертов и конкурсов сплотили вокруг Беляева большую группу музыкантов: Бородина, Лядова, Римского-Корсакова, Глазунова. М.П. Беляев по завещанию обеспечил свои музыкальные начинания вложением огромного капитала.
Павел Третьяков (1832–1898), основатель Третьяковской галереи
В завещании по поводу своего собрания картин Павел Михайлович указал: «Капитал же в сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи».

И ныне в Третьяковской галерее, помимо изобразительного искусства, широко представлена музыка, например Ежегодным фестивалем Viv-arte.
Братья Антон Рубинштейн (1829–1894) русский пианист, композитор, дирижер, педагог и Николай Рубинштейн (1835–1881) русский пианист, дирижер, педагог
Основатели Петербургской и Московской консерваторий, сделавшие целью жизни воспитание музыкально-просвещенного общества и создание системы музыкального образования в России. Несколько десятилетий они потратили на подготовку к созданию Консерваторий.
Меценатка Надежда Филаретовна фон Мекк (1831–1894)
Вдова железнодорожного магната Карла фон Мекка. Ежегодное пособие Надежды Филаретовны в течение почти 14 лет позволило Чайковскому не работать и полностью сосредоточиться на создании музыки.
В этот период им написано 169 сочинений, в том числе знаменитые балет «Щелкунчик» и «Лебединое озеро».
Сергей Дягилев (1872–1929)
Антрепренёр, продюсер, постановщик. Один из тех людей, которые вложили огромное количество сил и материальных средств в развитие русской культуры. Знаменитые «Русские балетные сезоны» принесли мировую известность не только музыке Стравинского и Рахманинова, но и изобразительному искусству Бенуа, Рериха, Бакста, Головина, Ларионова, Гончаровой, вокалу Шаляпина, хореографии Нижинского, Фокина, Карсавиной, Павловой и многим другим гениям, вовлеченным Дягилевым в круговорот нового театрального действа.


Меценаты конца XIX – начала XX века открыли публике множество новых имён, которые стали кумирами для следующего поколения композиторов, музыкантов и просто почитателей искусства.

Не будь в истории искусства этих благотворителей, возможно, мы и не знали бы про огромное количество любимых нами шедевров. И конечно, в нашем веке многие произведения искусства содержат элементы музыки из прошлых веков, в том числе в современной обработке на акустических и цифровых инструментах.

Вы можете послушать музыкальные произведения, отобранные кафедрой искусств Хорошколы для использования в качестве музыкальных звонков во втором модуле. Для этого кликайте на название фрагмента.

Музыкальные фрагменты:
1. Кристоф Виллибальд Глюк . Фрагмент из оперы «Орфей».
с 1.34 до 2.09

2. Антон Рубинштейн. Мелодия. Опус 3, № 1.
с 0.23 по 0.49 и дальше

3. Иоганн Себастьян Бах. Токката и фуга ре минор.
с начала до 0.30

4. Иоганн Себастьян Бах. Прелюдия Фа-минор. обработка Артемьева.
с 3.03 по 4.04

5. Георг Фридрих Гендель. Аллилуй из оратории «Мессия».
с 0.07 по 0.46

6. Рихард Вагнер. Полет Валькирий из оперы «Валькирия» из опуса «Кольцо Нибелунга».
с 0.25 по 1.04

7. Клод Дебюсси. Арабеска № 1.
с 0.05 по 0.44

8. Людвиг ван Бетховен. Соната № 17 часть 3. «Буря».
с 0.00 по 0.27

9. Людвиг ван Бетховен. Увертюра «Эгмонт».
с 5.58 по 6.36

10. Иоганн Штраус. Оперетта «Веселая вдова» Интродукция.
с начала по 0.58

11. Петр Чайковский. Балет «Щелкунчик», танце Феи Драже (в современной обработке).
с начала по 1.11

12. Солист Федор Шаляпин «Вдоль по Питерской».
с 33.38 по 34.45

13. Николай Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане». Полет шмеля в обработке бэнда Дениса Мацуева.
с 0.46 по 1.15

14. Эрик Сати. Балет «Парад».
с 0.05 по 0.44

15. Игорь Стравинский «Пульчинелла», сюита. 3 часть.
с 12.55 по 13.23 или с 17.48 по 18.24

16. Сергей Рахманинов. 2-й фортепианный концерт.
с 1.00 по 1.49

17. Сергей Рахманинов. 2-й фортепианный концерт. Часть 2.
с 9.38 по 10.12

18. Сергей Рахманинов. Вокализ, опус 34, № 14.
с 0.02 по 0.56 или с 4.53 по 5.50