События Хорошколы
2024-07-08 16:00

ИТ-полигон в Хорошколе

В прошлом году в Хорошколе открылся ИТ-полигон – место, которое объединило в себе все направления информационных технологий. Это уникальное образовательное пространство оснащено современным оборудованием, которое позволяет воплощать в реальность даже самые смелые идеи.

Мы поговорили с заведующим кафедрой информатики, технологии и робототехники Сидоровым Артёмом Витальевичем и задали ему самые интересующие вопросы про ИТ-полигон Хорошколы.
– Можете рассказать простыми словами, что такое ИТ-полигон, из чего он состоит?

– ИТ-полигон – это точка входа в мир информационных и инженерных технологий. Здесь проходят уроки технологии по определённым направлениям и информатики, поэтому зонирование чем-то похоже на «мини-классы».

Вторая половина дня нацелена на углублённое изучение предметов или какого-то отдельного направления. У нас есть зоны для полётов беспилотников – наш куб, – есть полигон для тестирования робототехнических комплексов, который моделирует условия реальной жизни. Мы планируем работать с аддитивными технологиями – это 3Д-печать, 3Д-сканирование, реверсивный инженеринг, моделирование, VR-технологии, пространства метавселенной. Почему бы не знакомить детей с технологией не просто, как пользователей, но как создателей? Полигон для этого прекрасно подходит.

Мы взаимодействуем с МФТИ, и уже к концу календарного года у нас появятся гуманоидные роботы. Они базово предназначены для игры в робо-футбол. Это может казаться чем-то смешным, но нет, здесь всё немного сложнее. Нужно запрограммировать роботов, используя различные библиотеки машинного обучения, нейросети, чтобы они самостоятельно играли в футбол. Сделав подход здесь, дети смогут дальше шагнуть в какие-то более сложные вещи.

– Можно ли сказать, что основной уклон в ИТ-полигоне сделан на практику?

– Вообще в целом все предметы нашей кафедры практикоориентированные. В информатике есть большой пласт теоретический – мы его не отодвигаем в сторону, мы его изучаем, потому что он нужен для сдачи экзаменов и для детей, которые профильно занимаются. Но в целом остальное всё про практику.

Робототехника — это целиком практика. Изучать робототехнику в теории – неправильно при наличии возможности сразу делать это руками, чувствовать это на кончиках пальцев, понимать, как это работает, видеть живой результат. Да, полигон – это про практику, про проектную деятельность вообще.
– Много ли ребят занимаются на ИТ-полигоне?

– Через полигон проходят все, и наша задача, конечно, вовлечь как можно больше детей в занятия техническим творчеством. Это задача полигона.

У нас есть очень много старших ребят, которым это всё особенно интересно. Они участвуют в олимпиадах, приходят, занимаются.

Но мы в полигоне не всё запустили, и это задача, которую мы перед собой ставим на следующий учебный год. Будем работать над тем, чтобы дети больше увлекались!

– Как вы планируете развивать данный проект в будущем учебном году?

– В целом план такой – запустить всё. Сделать этот важный подход к запуску курсов по VR, 3Д, программированию, работе с микроконтроллерами, углублённому изучению робототехники, работе с искусственным интеллектом. У нас уже есть дети, наши девятиклассники, которые участвовали в олимпиаде НТО по направлению «Интеллектуальные робототехнические системы». Это очень сложное направление, и они готовы делиться опытом с другими учениками. Они готовы сопровождать ребят, помогать им участвовать в олимпиадах, готовиться. Здесь как раз техническое творчество будет очень актуально.

– Замечаете ли вы, что благодаря ИТ-полигону возрос интерес к занятиям по информатике в целом?

– Прошёл год с момента появления ИТ-полигона, и говорить, стало ли больше интереса, можно будет, наверное, только в следующем году. Но уже сейчас дети приходят к нам в свободное время, когда у них закрыты задачи по другим предметам.

Дети – люди занятые. Ещё больше занятые, чем мы с вами. У них всегда много всего: во второй половине дня куча дел, в первой ещё больше. И им надо заранее обо всём сказать, чтобы они сделали выбор.

– А помогает ли полигон в подготовке к олимпиадам?

– Полигон, безусловно, позволяет нам создать практически те же условия, которые будут у детей непосредственно на площадке проведения. Возьмём яркий пример с девятиклассниками. Мы для них сделали отдельную зону в полигоне, предоставили всю базу, которая у нас есть. И потом они отмечали: «Очень круто, что нам создали все условия для подготовки». Они смогли дойти до финала и из 3 человек 1 стал победителем. Другие ребята стали участниками финала, но они уже заряжены на следующий год, и готовы делиться своим опытом и знаниями с ребятами младшего возраста.

– Это ребята в основном инженерного класса?

– Да, это всё инженеры, «айтишники».

– А ребята гуманитарных направлений как относятся к полигону?

– Если мы сейчас начнём развивать более творческий подход, например, моделирование, что-то связанное с 3Д-искусством, и будем двигаться в этом направлении, думаю, у нас появятся люди с арт направления, кому это будет тоже интересно.

Одно из направлений, которое также можно развить – графический дизайн. Это тоже арт, но «цифровой».

Есть дети, которые увлекаются историей и хотели бы создать какую-то историческую сцену – это можно сделать в VR. Можно сделать VR-квест по истории.

– В этом году две восьмиклассницы успешно защитили проект «Силиконовая революция: новый взгляд на школьные модели органов чеоловека», в рамках которого презентовали анатомически точную модель сердца человека. Кажется, ИТ-полигон оказал помощь в реализации их проекта?

– Да, модели органов для проекта были сделаны на нашем полигоне. Хорошкольницы из естественно-научного профиля сами сделали 3Д-модель, а мы помогли им распечатать два варианта сердца, которые они впоследствии продемонстрировали на конференции.

– Получается, что в принципе ИТ-полигон может быть полезен не только ребятам инженерного профиля?

– ИТ-полигон – это площадка, где вообще могут пересечься все направления. Он может быть полезен всем, так же как и цифровые технологии в принципе.

Мы живём в мире цифровых технологий, от них никуда не убежать. Лучше им обучаться. Приходите – научим, покажем, как всё работает. Мы здесь для детей. Для того, чтобы они вышли в мир готовыми к любым вызовам.
О школе