Переход из начальной школы в среднюю — важный и ответственный момент в жизни школьника. Известно, что в этот переходный момент у многих учеников возникает кризис – резко возрастает количество негативных самооценок.
В пятом классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Дети сталкиваются с принципиально новой системой организации учебного процесса: переходы из кабинета в кабинет, множество учителей, с каждым из которых необходимо установить отношения, большее количество школьных дисциплин и некоторые из них совершенно новые для пятиклассника.
Учащиеся, которые ещё вчера были под постоянным контролем со стороны педагогов и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни.
Стоит учитывать сочетание физиологических изменений (более раннее начало пубертатного периода) и психологических факторов, влияющих на ребёнка в новой социальной ситуации. Все эти особенности постепенно начинают проявляться как раз в возрасте 10–11 лет при переходе в среднюю школу.
Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым, и соучастие взрослых просто необходимо. Этот период в жизни младшего подростка важен для успешного обучения и дальнейшей социализации. В этот адаптационный период детям необходима помощь педагогов, родителей, психолога.
В пятом классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Дети сталкиваются с принципиально новой системой организации учебного процесса: переходы из кабинета в кабинет, множество учителей, с каждым из которых необходимо установить отношения, большее количество школьных дисциплин и некоторые из них совершенно новые для пятиклассника.
Учащиеся, которые ещё вчера были под постоянным контролем со стороны педагогов и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни.
Стоит учитывать сочетание физиологических изменений (более раннее начало пубертатного периода) и психологических факторов, влияющих на ребёнка в новой социальной ситуации. Все эти особенности постепенно начинают проявляться как раз в возрасте 10–11 лет при переходе в среднюю школу.
Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым, и соучастие взрослых просто необходимо. Этот период в жизни младшего подростка важен для успешного обучения и дальнейшей социализации. В этот адаптационный период детям необходима помощь педагогов, родителей, психолога.
Таким образом, причинами трудной адаптации в 5 классе могут выступать:
- Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость учитывать и выполнять все эти требования.
- Большой поток информации, незнакомые термины и слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
- Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, нехватка внимания со стороны значимых взрослых.
- Привычка к контролю. В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога. Дети, привыкшие к постоянному контролю со стороны взрослых, испытывают трудности с самостоятельной организацией своей школьной жизни.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребёнка от одного месяца до целого года. В это время может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности.
Именно поэтому необходимо проведение психологических занятий с пятиклассниками, которые приводили бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению к новым условиям и позволяли бы формировать положительное отношение к школе и навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Именно поэтому необходимо проведение психологических занятий с пятиклассниками, которые приводили бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению к новым условиям и позволяли бы формировать положительное отношение к школе и навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Психологическая служба Хорошколы проводит групповые и индивидуальные занятия для успешной адаптации детей в средней школе и повышения уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию и общению.
В нашей школе для пятиклассников проводится обязательная диагностика психоэмоционального состояния, чтобы, в том числе, оценить, как проходят адаптационные процессы.
Кроме того, весь первый модуль дисциплины «Учусь учиться», которую проводят классные руководители и кураторы, направлен на адаптацию пятиклассников к новым условиям. В рамках предмета дети знакомятся с развивающей средой гимназии, правилами хорошкольников и особенностями оценки.
Над мягкой адаптацией пятиклассников работают и классные руководители, и педагоги-предметники, и администрация школы, создавая доброжелательную и доверительную атмосферу.
Кроме того, весь первый модуль дисциплины «Учусь учиться», которую проводят классные руководители и кураторы, направлен на адаптацию пятиклассников к новым условиям. В рамках предмета дети знакомятся с развивающей средой гимназии, правилами хорошкольников и особенностями оценки.
Над мягкой адаптацией пятиклассников работают и классные руководители, и педагоги-предметники, и администрация школы, создавая доброжелательную и доверительную атмосферу.