Статьи

Речевая азбука для родителей

Специалисты детского сада создали «Речевую азбуку для родителей», где собрали советы по становлению речи ребёнка и интересные факты о развитии детей.

А

Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать язык вверх, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.

Б

Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребёнком. Говорите ясно, чётко, правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова («Это машина – би-би». «А вот собака – ав-ав»). Не поощряйте и быструю речь малыша.

В

Всегда рассказывайте ребёнку о том, что видите и помните. Для взрослых всё окружающее знакомо и привычно, а малыша со всем нужно познакомить. Объясните, что дерево растёт, а цветок цветёт, расскажите, зачем на нём сидит пчела. Такие разговоры помогут развить кругозор ребёнка.

Г

Главные составляющие красивой речи: правильность, чёткость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Старайтесь и сами говорить соответственно.

Д

Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать правильную воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребёнка дуть тонкой струйкой на лёгкие игрушки, шарики, кораблики на воде, не раздувая щёки.

Е

Если ребёнку исполнилось 3 года, он должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года – о серьёзных нарушениях общего развития.

Ж

Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется только жестами, притворитесь, что не понимаете его. Побуждайте его использовать речь. Чем дольше вы будете поощрять жестовую речь ребёнка, тем дольше он будет использовать только её.

З

«Золотая середина» – вот к чему стоит стремиться в развитии ребёнка, ориентироваться на норму. Присмотритесь к малышу. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие.

И

Иллюстрации в детских книгах, соответствующие возрасту ребёнка, – прекрасное пособие для развития речи. Вместе рассматривайте иллюстрации, говорите о том, что или кто изображён на них. Задавайте малышу вопросы: Где? Кто? Когда? Что происходит? и другие.

К

Критерии, по которым можно оценить речь ребёнка, должны быть известны родителю.
Например, нормы звукопроизношения:

3–4 года – «С», «З», «Ц» уже должны произноситься правильно;
4–5 лет – «Ш», «Ж», «Ч», «Щ»;
5–6 лет – «ЛЬ», «Й»;
До 6–7 лет допускается замена самого сложного звука «Р» более простым звуком или его отсутствие в речи.

Л

Леворукость – не отклонение, а особенность человека, которая не приемлет переучивания. Такое «исправление» может привести к неврозам и заиканию.

М

Мелкой моторикой обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше речь ребёнка. Поэтому стоит уделить особое внимание развитию мышц руки малыша.

Н

Нельзя заниматься с ребёнком, если у вас плохое настроение, малыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают высокую эффективность занятия.

О

Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова – после 2 лет, фразы – после 3. Можно говорить об ОНР, когда у ребёнка отмечается недоразвитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, плохо развит фонематический слух, нарушен грамматический строй речи.

С

Соска вредна, если малыш сосёт её долго и часто. Во-первых, у ребёнка формируется высокое (готическое) нёбо, которое влияет на формирование правильного произношения звуков. Во-вторых, соска мешает речевому общению.

Т

Только комплексная работа со специалистами (логопед, психолог, воспитатели, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения.

У

Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребёнком, стоит уделить внимание всем психическим процессам: мышление, память, речь, восприятие.

Ф

Фольклор – лучший речевой материал, накопленный народом за много веков. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи и песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются.