Статьи

Этот трудный «Р»: как освоить проблемный звук с помощью дыхательной и артикуляционной гимнастики

По сравнению с остальными звуками произношение «Р» имеет две главные особенности: поднятие языка и вибрацию. Это достаточно сложные артикуляционные навыки, освоение которых завит от анатомического строения уздечки, сформированности языка как мышцы и особенно его кончика. Поэтому считается, что до 5 лет ребёнок может произносить этот звук неправильно.

Бывает так, что у ребёнка формируется ненормативный звук «Р», то есть неправильный. Тут возможны различные варианты: «горловой» «Р», «кучерский» «Р» (с вибрацией губ и щёк). В этом случае идеальным было бы более раннее обращение к логопеду, так как неверное произношение может прочно закрепиться в речи и исправлять его со временем будет сложнее, в этом случае потребуется переучивание. Если звук «Р» отсутствует или происходит замена на звук «Л», это нормально и допустимо.

Важно правильно определить, по какой именно причине ребёнку не удаётся самостоятельно справиться со звуком «Р». И самое верное решение – обратиться к логопеду. Специалист в ходе обследования проверит уздечку и тонус, фонематический слух, определит горловое «Р» (в случае, если оно присутствует) и при необходимости предложит начать заниматься.
 Вы можете начать подготовку к освоению звука «Р» заранее. Для этого можно выполнять дыхательную и артикуляционную гимнастику.
Дыхательная гимнастика

Следует помнить о том, что каждое дыхательное упражнение можно проводить только 3–5 раз подряд, чтобы не спровоцировать у малыша головокружение. Не стоит отрабатывать более одного упражнения в день. 

Прежде всего научите ребёнка делать глубокий вдох носом. Затем объясните малышу, что, выполняя упражнения дыхательной гимнастики, он должен вытягивать губы «трубочкой» и дуть в «трубочку», не раздувать щёки и не поднимать плечи. Желательно заниматься ежедневно в течение 5–6 минут.

Очень полезно надувать мыльные пузыри и воздушные шары.
Артикуляционная гимнастика

Существуют определённые правила выполнения упражнений артикуляционной гимнастики: сидя перед зеркалом, спина прямая, плечи и шея не напряжены, руки ребёнка лежат на коленях. Важно добиться точности движений губ и языка.

Упражнения:

  • «Вкусное варенье» – широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3–5 раз.

  • «Грибок» – приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком снова присоединить плоский язык к нёбу и удерживать так 5–10 секунд (уздечка языка – это «ножка гриба», сам язык – его «шляпка»). Повторить 2–3 раза.

  • «Маляр» – широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твёрдому нёбу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться «от потолка» и двигаться влево-вправо. Нижняя челюсть не должна двигаться. Повторить по 5–6 движений в каждую сторону.

  • «Лошадка» – приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Стараться не двигать нижней челюстью.

  • «Барабанщик» – улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Темп убыстряется постепенно. Повторить 3–5 раз.

Успехов Вам и вашему малышу в освоении «трудного» звука «Р»!