Рекомендации по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста
Подготовка к школе – одна из основных задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В понятие «готовность к школе» входят многие составляющие – готовность физиологическая, интеллектуальная, социальная, эмоциональная и мотивационная. Все составляющие тесно взаимосвязаны, и недостатки в формировании любой из них сказываются на успешности обучения.
Мотивационная готовность к школе – это показатель, определяющий уровень стремления ходить в школу, понимания школьных правил и степень их принятия. «Хочешь ли ты пойти в школу?» – этот вопрос один из важнейших. Дети, приближающиеся к 7-летнему возрасту или уже перешагнувшие этот рубеж, чаще отвечают: «Да», а многие прибавляют: «Очень». Почему они хотят за парту? Ответы самые разные: «Чтобы стать взрослым», «Чтобы получить много знаний», «Чтобы быстрее пойти работать».
Если же звучит отрицательный ответ, это должно насторожить, особенно когда ребёнок совсем скоро начнёт обучение в школе. Иногда нежелание идти в школу связано с неуверенностью в себе: «Задания слишком сложные», «Я не смогу там правильно ответить».
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
1. Положительных представлений о школе, учителе и учебной деятельности;
2. Желания учиться в школе, чтобы узнать много интересного и приобрести новые навыки;
3. Сформированной позиции школьника.
Для формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе важно:
1. Поддерживать стремления ребёнка познавать новое, отвечать на все его «почему», вызывать чувство удивления и даже в знакомом явлении показывать новизну.
2. Поощрять ребёнка в его начинаниях и всегда находить время для общения с ним.
3. Поддерживать будущего первоклассника в его желании добиться успеха. В каждом деле обязательно находить, за что можно было бы его похвалить.
4. Никогда не сравнивать ребёнка с другими детьми. Сравнивать можно только с ним самим за определённый период (например, «на прошлой неделе у тебя получалось выполнить это задание на таком уровне, а сегодня – уже на более высоком»).
5. Сделать уголок школьника: письменный стол со всеми принадлежностями, где он может выполнять домашнее задание, рисовать, лепить.
6. Попытаться ставить краткосрочные цели и задачи, чтобы у ребёнка не пропадал интерес к деятельности.
7. Стимулировать ребёнка доводить начатое дело до конца.
8. Проводить беседы, направленные на создание у ребёнка правильного отношения к школе (всё, что говорится в семье о школе, о её роли в подготовке к будущей профессии, должно вызывать положительное эмоциональное отношение). Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала у ребёнка живой отклик, чувство радости, сопереживания. Следует в беседе с детьми обращать внимание на то, что школа – это не только новый портфель и красивые тетрадки с обложками, намного интереснее то, чем занимаются дети в школе.
9. Обсудить с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
10. Можно показать свои фотографии, грамоты, связанные с вашими школьными годами.
11. Читать больше детских книг про школу и школьников.
12. Играть в ролевые игры, связанные со школой. Детям нравится играть роль учителя, это помогает создавать позитивный образ школы в целом.