Взрослый, как сопровождающий, помогает в этом поиске. Главная трудность для него в том, чтобы не давать ребенку готовые знания, ответ на вопрос он должен найти сам. В этом могут помочь наводящие вопросы, приглашающие ребенка к рассуждению. В процессе у него активизируется творческое мышление для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности.
Есть такой термин как «инерция мышления».
Инерция мышления – это предрасположенность к какому-либо конкретному методу и образу мышления при решении задачи, игнорирование всех возможностей, кроме единственной, встретившейся в самом начале. С инерцией мышления мы встречаемся постоянно. Привычка есть одни и те же блюда, одеваться одинаково, сидеть на одном и том же месте и даже писать одной и той же ручкой – все это проявления психологической инерции.
Какие бывают виды инерции:
• Полное отрицание и неприятие новой идеи.
• Принятие на веру положений, высказанных авторитетными людьми.
• Использование старых принципов действия в новых устройствах.
• Неумение переносить знания в смежные или друге области.
• Использование объектов только по прямому назначению.
У инерции есть и положительные стороны, она помогает человеку делать простые вещи не задумываясь, например, закрывать дверь, есть ложкой, пройти в темноте в знакомом помещении, не ударившись и так далее. И только тогда, когда нужно придумать что-то новое, в любой области, такие ответы как: этого не может быть, это невозможно и так далее – такая инерция вредна. И поэтому важно поддерживать способность к творческому мышлению и фантазированию.
Давайте детям время подумать, не подсказывайте сразу, а направляйте, задавая дополнительные вопросы. Вы удивитесь насколько они творческие от природы. Все примеры ответов детей даны как пример.
Игра: Что умеет делать?
Родитель называет объект. Ребёнок (дети) должен(-ны) определить, что умеет делать объект, или что делается с его помощью.
Пример игры:
Начните с того, что объясните ребёнку правила игры. (Р – родитель, Д – дети)
Родитель: Дерево.
Дети: Растёт, даёт плоды, закрывает от солнца, шелестит листьями и т.д.
Р: Что может мяч?
Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.
Р: Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку «Колобок». Как он может помочь Колобку? Примечание: Можно перемещать объект в фантастические, нереальные ситуации и смотреть, какими дополнительными функциями обладает объект.
Р: Что может растение?
Д: Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться.
Р: Что может слон?
Д: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.
Р: Что может лед?
Д: Лед может расколоться, треснуть.
Р: А что полезного может делать лёд?
Д: Его можно прикладывать к шишке. Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед.
Р: Что можно делать со льдом?
Игра: Пинг-понг
Родитель называет слово – ребёнок (дети) называет(ют) слово противоположное по значению.
Например: Черное – белое; вход – выход; вперед – назад; большой – маленький; и т. д.
Ваша задача помочь придумать слова и ответы, и не только с приставкой «не»: съедобный – несъедобный.
Игра: На что похоже?
Родитель называет объект, а ребёнок (дети) называют объекты, похожие на него.
Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Родитель просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.
Ход игры:
Родитель: На что похожа улыбка?
Дети: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду.
Р: Половник?
Д: На ковш у экскаватора, на созвездие «Большая медведица», на зонтик, на лопату.
Р: Он похож на микрофон? (Ждёте ответа ребёнка, только потом поясняете, почему да). Микрофон имеет две части: сам микрофон и ручку, а половник тоже состоит из ковша и ручки. Микрофон тоже может быть металлическим, как и половник, или в нем могут быть металлические части и так далее. Неживая природа.
Р: На что похож дождь?
Д: На лейку, когда из лейки что-то поливают, на душ.
Р: А душ какой бывает?
Д: Холодный и теплый.
Р: Когда дождь бывает холодным, а когда тёплым?
Д: Дождь летом бывает теплым, а осенью холодным.
Есть такой термин как «инерция мышления».
Инерция мышления – это предрасположенность к какому-либо конкретному методу и образу мышления при решении задачи, игнорирование всех возможностей, кроме единственной, встретившейся в самом начале. С инерцией мышления мы встречаемся постоянно. Привычка есть одни и те же блюда, одеваться одинаково, сидеть на одном и том же месте и даже писать одной и той же ручкой – все это проявления психологической инерции.
Какие бывают виды инерции:
• Полное отрицание и неприятие новой идеи.
• Принятие на веру положений, высказанных авторитетными людьми.
• Использование старых принципов действия в новых устройствах.
• Неумение переносить знания в смежные или друге области.
• Использование объектов только по прямому назначению.
У инерции есть и положительные стороны, она помогает человеку делать простые вещи не задумываясь, например, закрывать дверь, есть ложкой, пройти в темноте в знакомом помещении, не ударившись и так далее. И только тогда, когда нужно придумать что-то новое, в любой области, такие ответы как: этого не может быть, это невозможно и так далее – такая инерция вредна. И поэтому важно поддерживать способность к творческому мышлению и фантазированию.
Давайте детям время подумать, не подсказывайте сразу, а направляйте, задавая дополнительные вопросы. Вы удивитесь насколько они творческие от природы. Все примеры ответов детей даны как пример.
Игра: Что умеет делать?
Родитель называет объект. Ребёнок (дети) должен(-ны) определить, что умеет делать объект, или что делается с его помощью.
Пример игры:
Начните с того, что объясните ребёнку правила игры. (Р – родитель, Д – дети)
Родитель: Дерево.
Дети: Растёт, даёт плоды, закрывает от солнца, шелестит листьями и т.д.
Р: Что может мяч?
Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.
Р: Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку «Колобок». Как он может помочь Колобку? Примечание: Можно перемещать объект в фантастические, нереальные ситуации и смотреть, какими дополнительными функциями обладает объект.
Р: Что может растение?
Д: Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться.
Р: Что может слон?
Д: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.
Р: Что может лед?
Д: Лед может расколоться, треснуть.
Р: А что полезного может делать лёд?
Д: Его можно прикладывать к шишке. Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед.
Р: Что можно делать со льдом?
Игра: Пинг-понг
Родитель называет слово – ребёнок (дети) называет(ют) слово противоположное по значению.
Например: Черное – белое; вход – выход; вперед – назад; большой – маленький; и т. д.
Ваша задача помочь придумать слова и ответы, и не только с приставкой «не»: съедобный – несъедобный.
Игра: На что похоже?
Родитель называет объект, а ребёнок (дети) называют объекты, похожие на него.
Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Родитель просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.
Ход игры:
Родитель: На что похожа улыбка?
Дети: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду.
Р: Половник?
Д: На ковш у экскаватора, на созвездие «Большая медведица», на зонтик, на лопату.
Р: Он похож на микрофон? (Ждёте ответа ребёнка, только потом поясняете, почему да). Микрофон имеет две части: сам микрофон и ручку, а половник тоже состоит из ковша и ручки. Микрофон тоже может быть металлическим, как и половник, или в нем могут быть металлические части и так далее. Неживая природа.
Р: На что похож дождь?
Д: На лейку, когда из лейки что-то поливают, на душ.
Р: А душ какой бывает?
Д: Холодный и теплый.
Р: Когда дождь бывает холодным, а когда тёплым?
Д: Дождь летом бывает теплым, а осенью холодным.