Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка. Готовность к началу обучения во многом определяется уровнем речевого развития малыша. Чем лучше у ребёнка развита устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом. До поступления в школу родителям следует обратить внимание на несколько особенностей речи ребёнка.
- Состояние звукопроизношения.
Ребёнок к шести-семи годам должен чётко произносить все звуки. Желательно, чтобы к первому классу они были полностью поставлены.
- Состояние фонематических процессов.
Фонематические процессы связаны с умением ребёнка подбирать слова с определённым звуком, владением навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), способностью различать и повторять сочетания типа: «ба-па-ба», «та-да-та», «вы-вы-фы» и другие.
- Состояние грамматического строя.
Следует обратить внимание на словообразование (дождь – дождик), словоизменение (стул – стулья), согласование (жёлтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).
- Состояние слоговой структуры слова.
Шестилетний ребёнок должен безошибочно произносить сложные слова: велосипедист, экскурсовод и другие.
- Состояние словарного запаса.
В словаре ребёнка шести-семи лет должно быть около 2000 слов, в числе которых представлены все части речи. Можно проверить знания ребёнка по лексическим темам: «Семья», «Игрушки», «Мебель», «Одежда», «Продукты», «Дикие и домашние животные» и другие.
- Состояние связной речи.
Ребёнок должен уметь отвечать полными предложениями на вопросы, пересказывать сказку и рассказ, описывать то, что происходит на улице, на картине.
- Развитие мелкой моторики.
Важным условием полноценного овладения ребёнком навыками письма является достаточная степень развития мелкой моторики пальцев рук.