Адаптация первоклассников к школе — это важный и порой сложный процесс, который требует внимания как со стороны родителей, так и педагогов, ведь от того, насколько успешно дети смогут адаптироваться к новой учебной среде, зависит не только их эмоциональное состояние, но и успехи в учёбе.
Режим
Адаптация первоклассников включает в себя много составляющих, и самое главное – это режим. Режим даёт возможность ребёнку выдержать всё то, что предоставляет ему школьная жизнь. Первокласснику нужно спать не менее 10 часов, чтобы иметь возможность быть активным на уроках и преодолевать все трудности, связанные с учёбой и школой.
Очень важно, чтобы ритуал отхода ко сну был спокойным. Можно вместе почитать книгу, а ребёнок может принять ванну и расслабиться. Также можно ввести такой ритуал, как вечерняя свечка – совместно обсуждать и проживать те эмоции, которые он получил за день.
Новый взрослый
Понятие адаптации включает также адаптацию к новому взрослому. В жизни маленького человека появляется важный взрослый — это учитель, которого он будет помнить на протяжении всей жизни. Для того чтобы привыкнуть к новому взрослому, нужны ресурсы.
Ребёнок привыкает к его тембру голоса, к подаче материала, и это очень энергозатратно. Родителям важно помогать формировать авторитет учителя в семье, то есть стараться говорить об учителе много хорошего.
Длительность адаптации
В среднем адаптация длится от 2–3 недель до полугода–года. Мы даём детям время на то, чтобы привыкнуть к новой роли в своей жизни. У всех разные адаптационные возможности. Все дети разные, но есть вещи, которые этот процесс усложняют. Например, переезд на новое место жительства, рождение братьев и сестёр, конфликтные отношения в семье. Поэтому родителям важно проявлять понимание и терпение в этот непростой для первоклассника период.
На что нужно обратить внимание и когда нужно подключить специалистов:
- систематическое нарушение сна и аппетита;
- стойкое нарушение эмоционального фона;
- психосоматические проявления.
Адаптация может быть осложнена тем, что в этот период у ребёнка могут проявляться головные боли, тики, энурез. Могут быть повышения температуры и нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта. Всё это требует подключения специалистов, и делать это нужно, конечно же, незамедлительно.
При определении уровня школьной адаптации важны следующие признаки: положительное отношение к школе, лёгкое и быстрое освоение учебного материала, проявление инициативы в делах класса, наличие друзей среди одноклассников.
Низкий уровень школьной адаптации проявляется в отрицательном и безразличном отношении к школе, нарушении норм и правил школы, игнорировании заданий учителя, отсутствии друзей и незнании имён большинства одноклассников.
Что же мы можем сделать, чтобы помочь ребёнку на данном этапе?
Самое первое, что мы можем сделать – это дать время и себе, и ребёнку. Главное – не впадать в крайности, не пытаться сделать всё сразу, соблюдать баланс между школьными нагрузками и свободным временем ребёнка. У многих родителей появляется большой соблазн записать малыша ещё и на пару кружков или отдать его в секцию. Делать этого не стоит. Конечно, очень хочется, чтобы дети росли всесторонне развитыми, но не менее важно, чтобы они оставались здоровыми, весёлыми и непосредственными.
Любовью и заботой можно смягчить любые дискомфортные проявления адаптации. Именно родительское понимание и позитивный настрой помогут первокласснику в первые дни и недели в школе.
Педагог-психолог Радугина Оксана
Режим
Адаптация первоклассников включает в себя много составляющих, и самое главное – это режим. Режим даёт возможность ребёнку выдержать всё то, что предоставляет ему школьная жизнь. Первокласснику нужно спать не менее 10 часов, чтобы иметь возможность быть активным на уроках и преодолевать все трудности, связанные с учёбой и школой.
Очень важно, чтобы ритуал отхода ко сну был спокойным. Можно вместе почитать книгу, а ребёнок может принять ванну и расслабиться. Также можно ввести такой ритуал, как вечерняя свечка – совместно обсуждать и проживать те эмоции, которые он получил за день.
Новый взрослый
Понятие адаптации включает также адаптацию к новому взрослому. В жизни маленького человека появляется важный взрослый — это учитель, которого он будет помнить на протяжении всей жизни. Для того чтобы привыкнуть к новому взрослому, нужны ресурсы.
Ребёнок привыкает к его тембру голоса, к подаче материала, и это очень энергозатратно. Родителям важно помогать формировать авторитет учителя в семье, то есть стараться говорить об учителе много хорошего.
Длительность адаптации
В среднем адаптация длится от 2–3 недель до полугода–года. Мы даём детям время на то, чтобы привыкнуть к новой роли в своей жизни. У всех разные адаптационные возможности. Все дети разные, но есть вещи, которые этот процесс усложняют. Например, переезд на новое место жительства, рождение братьев и сестёр, конфликтные отношения в семье. Поэтому родителям важно проявлять понимание и терпение в этот непростой для первоклассника период.
На что нужно обратить внимание и когда нужно подключить специалистов:
- систематическое нарушение сна и аппетита;
- стойкое нарушение эмоционального фона;
- психосоматические проявления.
Адаптация может быть осложнена тем, что в этот период у ребёнка могут проявляться головные боли, тики, энурез. Могут быть повышения температуры и нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта. Всё это требует подключения специалистов, и делать это нужно, конечно же, незамедлительно.
При определении уровня школьной адаптации важны следующие признаки: положительное отношение к школе, лёгкое и быстрое освоение учебного материала, проявление инициативы в делах класса, наличие друзей среди одноклассников.
Низкий уровень школьной адаптации проявляется в отрицательном и безразличном отношении к школе, нарушении норм и правил школы, игнорировании заданий учителя, отсутствии друзей и незнании имён большинства одноклассников.
Что же мы можем сделать, чтобы помочь ребёнку на данном этапе?
Самое первое, что мы можем сделать – это дать время и себе, и ребёнку. Главное – не впадать в крайности, не пытаться сделать всё сразу, соблюдать баланс между школьными нагрузками и свободным временем ребёнка. У многих родителей появляется большой соблазн записать малыша ещё и на пару кружков или отдать его в секцию. Делать этого не стоит. Конечно, очень хочется, чтобы дети росли всесторонне развитыми, но не менее важно, чтобы они оставались здоровыми, весёлыми и непосредственными.
Любовью и заботой можно смягчить любые дискомфортные проявления адаптации. Именно родительское понимание и позитивный настрой помогут первокласснику в первые дни и недели в школе.
Педагог-психолог Радугина Оксана