Статьи

Развиваем речь: создаём рассказы по картинкам

Один из самых эффективных способов развития речи – составление рассказов по картинам.

Рассказ по картинке – это изложение своих мыслей и чувств относительно иллюстрации или рисунка в книге. Такой вид работы не только развивает устную речь ребёнка и обогащает его словарный запас, но и формирует навык осмысления и понимания содержания картинки, учит контролировать свои высказывания, следя, чтобы вымысел не противоречил действительности.

Помочь ребёнку составить рассказ по картине может не только опытный педагог, но и родитель. Для этого есть несколько советов.
При работе над рассказом по картинке следует соблюдать определённый порядок действий:
  • 1. Создайте эмоциональный настрой, заинтересуйте ребёнка этим видом работы.

  • 2. Дайте ребёнку возможность внимательно рассмотреть картинку (если это серия сюжетных картинок и нарушена их последовательность, то попросите его восстановить порядок расположения рисунков).

  • 3. Ответьте на вопросы ребёнка, если они возникли, а затем задайте свои: по содержанию картинки, выявлению темы и основной мысли, настроению и чувствам, связанным с восприятием рисунка.

  • 4. Вместе обсудите возможные варианты заголовка и выберите наиболее удачный.

  • 5. Составьте план будущего рассказа. Составить план рассказа – значит озаглавить каждую его часть, отражая тему или главную мысль. При работе над серией сюжетных картинок составить план – значит, озаглавить каждый рисунок.

  • 6. Проведите лексическую работу: подберите синонимы, сравнения, образные выражения, определите точное значение слов.

  • 7. Попросите ребёнка рассказать получившийся текст по плану, используя опорные слова и словосочетания.

  • 8. Доброжелательным тоном укажите на недочёты и фактические ошибки, вместе исправьте их.
Типы вопросов для выяснения общего смысла картины:
  • 1. Начальные вопросы:
«Что ты видишь на картине? Что делают дети?» – «Дети играют с матрёшками».

  • 2. Вопросы о главном персонаже картины:
«А как играет мальчик?» – «Мальчик играет с матрёшками. Он расставил чашки. Он хочет их покормить».

  • 3. Вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода – вопросы поискового характера: откуда, зачем, почему?
Эти вопросы заставляют детей думать, размышлять, внимательно всматриваться в картину. Вопросы требуют полных, распространённых ответов.
  • 4. Вопросы для перехода от одного персонажа к другому:
«Итак, мы рассмотрели, как мальчик играет. А как играет девочка?»

  • 5. Вопросы для перехода за пределы изображённого – в младшей и средней группе:
«Как ты думаешь, что говорит мальчик? Что говорит девочка?»

Удачных вам рассказов!

2025-03-14 09:00