Статьи

Увлекательная артикуляционная гимнастика

Для правильного звукопроизношения необходимы сильные, упругие и подвижные органы речевого аппарата: язык, губы, нёбо. Для того, чтобы подготовить эти органы к постановке правильного уклада какого-либо звука речи, необходимо прежде всего сконцентрироваться на выполнении артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для чёткого произношения звуков.

Существует особый алгоритм действий, присущий всем артикуляционным упражнениям для разных групп звуков.

  • Прежде чем предложить малышу то или иное упражнение, родителю необходимо попробовать выполнить его самостоятельно.

  • Артикуляционную гимнастику следует проводить ежедневно, чтобы навык закреплялся лучше.

  • Желательно делать гимнастику не менее двух раз в день по 3–5 минут.

  • Малышу стоит предлагать не больше 3 упражнений за одно занятие.

  • Начинать гимнастику нужно с более простых упражнений и заканчивать сложными. Если ребёнку трудно даётся какое-то упражнение или движения недостаточно чёткие, выполнять его следует до тех пор, пока оно не станет для него лёгким.

  • Гимнастику лучше всего делать перед зеркалом. Идеальный вариант – сидя перед большим зеркалом, чтобы малыш одновременно мог видеть и себя, и вас. Если такой возможности нет, подойдёт обычное настольное зеркало. В этом случае родитель должен сидеть напротив малыша.

  • Каждое упражнение необходимо обыгрывать, чтобы малышу было интересно.
Предлагаем начать артикуляционную гимнастику со «Сказки о весёлом язычке», в которой подобраны несколько упражнений. Они помогут укрепить и растянуть мышцы речевого аппарата и принесут пользу для формирования звуковой стороны речи дошкольника.

«Сказка о весёлом язычке»

Жил-был маленький язычок. У него был очень уютный домик – рот. Каждое утро язычок просыпался благодаря своим любимым часам. Его часики работали так:
«Тик-так, тик-так,
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?»
Покажи, как работают часики: улыбнись, открой рот, двигай языком то к левому, то к правому углу рта. Повтори это 5 раз.
Проснулся язычок и пошёл чистить зубки. Помоги ему: улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води влево-вправо) за нижними зубами, а потом за верхними зубами. Не спеши, чистить зубки нужно минимум 2 минуты (7–8 раз).
Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Подумав немного, он отправился месить тесто для блинов. Чтобы помочь ему, нужно улыбнуться, открыть рот и покусать язык зубами: «ТА-ТА-ТА-ТА-ТА», а потом пошлёпать язычок губами: «ПЯ-ПЯ-ПЯ».
Тесто получилось отличное, и язычок напёк вкусных блинов! Хочешь посмотреть каких? Тогда улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счёт взрослого до пяти – десяти.
«Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.»
Достал язычок к блинчикам вкусное малиновое варенье, но испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. С улыбкой, не закрывая рта, «слизни» варенье с верхней губы.
«Блин мы ели с наслажденьем –
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.»
А чтобы выпить чая, язычок превратился в чашку! Не веришь? А ты попробуй сам! Улыбнись, открой рот, высуни язычок и потяни его к носу. Старайся поддерживать бока языка поднятыми, не поддерживай их верхней губой. Получилась чашка. Сколько сможешь удержать? Давай до пяти!
«Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.»
Хорошо позавтракал язычок! Теперь он решил прокатиться на машине. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: «ДЫН-ДЫН-ДЫН». Повторяй сначала медленно, а потом быстрее и быстрее, около 15 секунд.
«По шоссе машина мчит,
Во все стороны рычит.
За рулём лихой шофёр,
«Дын-дын-дын» – гудит мотор!»
Рядом с машиной сидит кошка. От звука мотора она испугалась и рассердилась. Как кошечка сердится? Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, «спинку» языка выгни, а боковые краяприжми к верхним коренным зубам. Удержи язычок в таком положении под счёт до восьми – десяти.
А теперь успокой кошку – погладь её. Сначала покажи, как она сердилась, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.
Взял язычок кошку с собой и поехал. Едет мимо окраины леса. На сосне сидит весёлый дятел и стучит клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: «Д-Д-Д». Стучи сильно только кончиком язычка, следи, чтобы сам язык не прыгал.
«Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стук –
Раздаётся громкий звук.»
Навстречу язычку скакала лошадка. Слышишь, как она стучит копытами? Улыбнись, открой рот, громко и энергично пощёлкай языком. Старайся, чтобы «прыгал» только язычок, и следи, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
«Я весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.»
А в пруду язычок с удивлением увидел бегемотиков!
«Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.»
Пока он любовался бегемотиками, погреться на жёлтый песчаный берег приползла змея. И стала высовывать язык изо всех сил, как можно дальше, вытягивая язычок и снова пряча его. Повтори за змеёй четыре раза!
«Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.»
Хорошо отдохнул язычок, вернулся домой, открыл окошко (широко открой рот), проветрил комнату и лёг спать. Завтра он снова поедет гулять!

Выполняйте артикуляционную гимнастику вместе с детьми с пользой и удовольствием! Желаем успехов!