Жизнь ребёнка насыщена самыми разными событиями, активностями. И время от времени он сталкивается с трудностями. Когда ребёнок оказывается лицом к лицу с препятствием, важно не сделать за него, а дать возможность найти выход самостоятельно, используя умственные, эмоциональные и физические ресурсы. Близкий взрослый может помочь ребёнку научиться воспринимать препятствие не как барьер, который невозможно преодолеть, а как один из этапов, который требует дополнительных усилий.
Чем больше ребёнок проявляет настойчивость и упорство на пути к успеху, тем больше у него будет желания не сдаваться и доводить начатое до конца в будущем. Помогут напоминания о прошлых трудностях, о делах, которые, когда-то были сложными, но он справился.
– Важно сравнивать успехи и неуспехи ребёнка только с его собственными.
– Помогите ребёнку увлечься, найти то, что ему нравится в сложном, поддержать его интерес, самим вовлечься эмоционально.
– Выражайте сочувствие. Важно делать его заметным для ребёнка: невербально тепло реагировать на его эмоции, с уважением говорить о чувствах.
– Когда ребёнок добьется успеха, подкрепить его опыт словами «Ты сделал это! Ты продолжал делать, и ты ….».
Помогите ребёнку освоить алгоритм решения проблемы:
Шаг 1: Что я чувствую? Помогите ребёнку понять, что он чувствует в этой ситуации.
Шаг 2: В чем проблема? Попросите ребёнка описать проблему.
Шаг 3: Какие существуют решения? Мозговой штурм потенциальных решений. Они не обязательно должны быть «хорошими» идеями, вы сузите их позже.
Шаг 4: Что произойдет, если...? Обсудите, что может произойти, если ребёнок попробует каждое решение. На этом этапе уместна ролевая игра. Является ли решение безопасным? Разве это справедливо? А как будут чувствовать себя другие?
Шаг 5: Что я буду пробовать? Попросите ребёнка выбрать и попробовать одно решение. Если это не сработает, обсудите, почему и выберите другое. Поощряйте ребёнка продолжать попытки, пока проблема не будет решена.
Прежде, чем начать оказывать помощь, спросите: «Тебе нужна моя помощь?», «В чем тебе нужна моя помощь?»
Ситуации, в которых помощь будет уместной:
Чем больше ребёнок проявляет настойчивость и упорство на пути к успеху, тем больше у него будет желания не сдаваться и доводить начатое до конца в будущем. Помогут напоминания о прошлых трудностях, о делах, которые, когда-то были сложными, но он справился.
– Важно сравнивать успехи и неуспехи ребёнка только с его собственными.
– Помогите ребёнку увлечься, найти то, что ему нравится в сложном, поддержать его интерес, самим вовлечься эмоционально.
– Выражайте сочувствие. Важно делать его заметным для ребёнка: невербально тепло реагировать на его эмоции, с уважением говорить о чувствах.
– Когда ребёнок добьется успеха, подкрепить его опыт словами «Ты сделал это! Ты продолжал делать, и ты ….».
Помогите ребёнку освоить алгоритм решения проблемы:
Шаг 1: Что я чувствую? Помогите ребёнку понять, что он чувствует в этой ситуации.
Шаг 2: В чем проблема? Попросите ребёнка описать проблему.
Шаг 3: Какие существуют решения? Мозговой штурм потенциальных решений. Они не обязательно должны быть «хорошими» идеями, вы сузите их позже.
Шаг 4: Что произойдет, если...? Обсудите, что может произойти, если ребёнок попробует каждое решение. На этом этапе уместна ролевая игра. Является ли решение безопасным? Разве это справедливо? А как будут чувствовать себя другие?
Шаг 5: Что я буду пробовать? Попросите ребёнка выбрать и попробовать одно решение. Если это не сработает, обсудите, почему и выберите другое. Поощряйте ребёнка продолжать попытки, пока проблема не будет решена.
Прежде, чем начать оказывать помощь, спросите: «Тебе нужна моя помощь?», «В чем тебе нужна моя помощь?»
Ситуации, в которых помощь будет уместной:
- Проблемы безопасности.
- Задача не соответствует возрасту и возможностям ребёнка.
- Ребёнок не обладает навыком для решения задачи.
- Ребёнок перепробовал несколько стратегий и проявил настойчивость, но пока не достиг результата. В этом случае можно задать открытые вопросы: «Как ты думаешь, что произойдет, если ты сделаешь (ваш вариант решения)?» Затем обсудите, что нового он узнал и похвалите за усилия.