Каждый ребёнок познаёт мир через ощущения: зрение, слух, тактильность, вкус, запах, движение. Однако у некоторых детей этот процесс может быть нарушен – они могут быть излишне чувствительны к звукам, не любить прикосновения, с трудом удерживать равновесие или испытывать сложности в координации движений. Это может повлиять на повседневную жизнь, общение и обучение ребёнка.
Что такое сенсорная интеграция?
Сенсорная интеграция – это процесс, с помощью которого мозг обрабатывает информацию, поступающую от органов чувств, и формирует адекватные реакции на окружающий мир. Если этот процесс нарушен, ребёнок может испытывать трудности с концентрацией, моторикой, социализацией и эмоциональной регуляцией. Метод сенсорной интеграции помогает улучшить обработку сенсорных сигналов, развить двигательную координацию, внимание и уверенность в себе.
Сенсорная интеграция – это процесс, с помощью которого мозг обрабатывает информацию, поступающую от органов чувств, и формирует адекватные реакции на окружающий мир. Если этот процесс нарушен, ребёнок может испытывать трудности с концентрацией, моторикой, социализацией и эмоциональной регуляцией. Метод сенсорной интеграции помогает улучшить обработку сенсорных сигналов, развить двигательную координацию, внимание и уверенность в себе.
Как понять, что вашему ребёнку нужна помощь?
Если ребёнок:
• боится яркого света или громких звуков;
• не любит обниматься, не переносит определённые ткани или фактуры;
• часто спотыкается, падает, неуклюжий в движениях;
• плохо держит внимание, быстро утомляется;
• испытывает трудности с письмом, рисованием, застёгиванием пуговиц;
• избегает активных игр или, наоборот, слишком импульсивен – возможно, у него есть особенности сенсорной интеграции.
Если ребёнок:
• боится яркого света или громких звуков;
• не любит обниматься, не переносит определённые ткани или фактуры;
• часто спотыкается, падает, неуклюжий в движениях;
• плохо держит внимание, быстро утомляется;
• испытывает трудности с письмом, рисованием, застёгиванием пуговиц;
• избегает активных игр или, наоборот, слишком импульсивен – возможно, у него есть особенности сенсорной интеграции.
Что делать родителям?
Во-первых, не беспокоиться раньше времени – сенсорные особенности есть у каждого ребёнка, и многие из них корректируются с возрастом. Во-вторых, включать больше сенсорных игр в повседневную жизнь. И, конечно, если сложности мешают ребёнку развиваться, стоит обратиться к специалисту по сенсорной интеграции.
Во-первых, не беспокоиться раньше времени – сенсорные особенности есть у каждого ребёнка, и многие из них корректируются с возрастом. Во-вторых, включать больше сенсорных игр в повседневную жизнь. И, конечно, если сложности мешают ребёнку развиваться, стоит обратиться к специалисту по сенсорной интеграции.
Какие инструменты помогут вашему ребёнку?
Игры на развитие тактильной чувствительности
• Игры с кинетическим песком, манной крупой, фасолью, водой.
• Рисование пальчиками, лепка из пластилина или теста.
• Использование массажных мячиков, кисточек, мягких тканей.
• Игры с кинетическим песком, манной крупой, фасолью, водой.
• Рисование пальчиками, лепка из пластилина или теста.
• Использование массажных мячиков, кисточек, мягких тканей.
Развитие вестибулярного аппарата
• Катание на качелях и каруселях, прыжки на батуте.
• Балансировочные игры: хождение по бревну, балансировочные подушки.
• Кувырки, прыжки, упражнения на мяче.
• Катание на качелях и каруселях, прыжки на батуте.
• Балансировочные игры: хождение по бревну, балансировочные подушки.
• Кувырки, прыжки, упражнения на мяче.
Работа с глубокой чувствительностью (проприоцепция)
• Объятия, утяжелённые одеяла.
• Перетягивание каната, игра в «тачку», лазание по шведской стенке.
• Ношение рюкзака с небольшим весом, катание на самокате.
• Объятия, утяжелённые одеяла.
• Перетягивание каната, игра в «тачку», лазание по шведской стенке.
• Ношение рюкзака с небольшим весом, катание на самокате.
Развитие слухового восприятия
• Игры с музыкальными инструментами.
• Прослушивание звуков природы, релаксационной музыки.
• Повторение ритмических упражнений: хлопки, топанье в такт.
• Игры с музыкальными инструментами.
• Прослушивание звуков природы, релаксационной музыки.
• Повторение ритмических упражнений: хлопки, топанье в такт.
Работа с визуальной сенсорикой
• Игры с разноцветными предметами, сортировка по цвету и форме.
• Следование за движущимися предметами глазами (мыльные пузыри, фонарик).
• Головоломки, пазлы, калейдоскопы.
• Игры с разноцветными предметами, сортировка по цвету и форме.
• Следование за движущимися предметами глазами (мыльные пузыри, фонарик).
• Головоломки, пазлы, калейдоскопы.
Помните, что ваш ребёнок уникален! Поддержка, терпение и правильно подобранные сенсорные упражнения помогут ему раскрыть свои возможности и чувствовать себя комфортно в мире.